Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о конкуренции). Субъектами конкуренции на товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие либо имеющие намерение осуществлять свою деятельность в условиях конкуренции, то есть реальные и потенциальные конкуренты. Для определения круга данных лиц установим прежде всего состав лиц, отнесенных Законом о конкуренции к хозяйствующим субъектам.
Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели. Таким образом, к числу хозяйствующих субъектов данным Законом отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от принадлежности их праву Российской Федерации или иностранного государства.
Особо выделяется специальная группа хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Деятельность таких субъектов в силу их преобладания на рынке подвержена специальному регулированию антимонопольным законодательством*(680).
Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам*(681).
При определении доминирующего положения применяется качественный критерий доминирования, предполагающий установление возможности хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок путем ограничения конкуренции либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан. Основополагающим же критерием для определения наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащего субъекту, т.е. количественный критерий.
Установленный показатель доли хозяйствующего субъекта соотносится с нормативом, определенным Законом о конкуренции. Так, антимонопольные органы квалифицируют положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65 процентов, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положение на рынке не является доминирующим.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов*(682).
Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65 процентов, квалифицируется антимонопольными органами как доминирующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, в частности стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей конкурентов на рынке и др.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта является исключительной компетенцией антимонопольного органа. Следует учитывать, что при несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта*(683).
Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35 процентов, включаются в реестр, формирование и ведение которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба*(684). Решение антимонопольного органа о включении хозяйствующего субъекта в реестр (исключении из реестра) может быть обжаловано, но само по себе решение не является необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта субъектом, доминирующим на рынке*(685). Реестр является открытым информационным ресурсом. Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются по запросам заинтересованных юридических и физических лиц, кроме того, Федеральная антимонопольная служба осуществляет ежегодно публикацию реестра по состоянию на 1 января, в том числе с использованием общероссийских средств массовой информации.
В процессе определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке выявляются хозяйствующие субъекты-конкуренты, реально функционирующие на рынке, и потенциальные конкуренты.
Реальные конкуренты поставляют или могут поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары, могут реагировать быстро, ощутимо и без больших затрат на антиконкурентное поведение другого хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо чтобы они обладали значительными резервами (незагруженными мощностями), сравнимыми по величине с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта, которые могут быть быстро без существенных затрат и в достаточной степени расширены и перепрофилированы. Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления или реализации определенного товара, но по разным причинам не используют эти возможности; новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.
Специфика антимонопольного законодательства состоит в том, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц, которая в антимонопольном законодательстве признается субъектом права*(686).
Группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, установленных Законом о конкуренции. Приведем некоторые примеры*(687):
- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица;
- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;
- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;
- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.
Положение субъектов, действующих как группа лиц на товарном рынке, как и хозяйствующих субъектов, может быть признано доминирующим, при этом определяется их совокупная доля на рынке. Кроме того, такие субъекты подлежат включению в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в качестве единого хозяйствующего субъекта исходя из их совокупной доли на рынке. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения*(688).
Группа лиц является разновидностью аффилированных лиц, перечень которых также определен Законом о конкуренции. Аффилированные лица*(689) - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Закон о конкуренции определяет две группы аффилированных лиц: аффилированных лиц юридического лица и аффилированных лиц физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Так, аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо, и др.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Обратим внимание, что аффилированным лицом может являться не только лицо, контролирующее деятельность хозяйствующего субъекта, но и подконтрольное такому субъекту лицо. При этом способность оказывать влияние аффилированного лица на деятельность хозяйствующего субъекта определяется факторами различного характера (например, управленческого, имущественного).
Закон о конкуренции определяет состав аффилированных лиц, но практически не содержит антимонопольных требований по отношению к таким лицам (исключение составляет ст. 9 Закона). В целом же требования, адресованные аффилированным лицам, установлены в ст. 93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(690). В частности, аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомлять общество о принадлежащих им акциях общества не позднее 10 дней с даты приобретения акций. Само общество обязано вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.