Внесудебное финансовое оздоровление коммерческой организации.
Досудебное оздоровление – меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юрлица, ИП, госорганами и иными орг-ми по обеспечению стабильной и эффективной хоз. (эк-й) деят-ти юрлиц и ИП, а также по восстановлению их платежесп-ти.
Руководители орг-й, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юрлица, ИП, госорганы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
В этих целях указанные лица могут в соответствии с законодательством:
- изменять структуру и состав органов управления юрлиц и иных орг-й;
- взыскивать дебит. задолженность;
- принимать меры по выделению юрлицам и ИП бюджетных средств для погашения зад-ти перед кредиторами, заключению договоров займа, погашению кредит.задолженности за счет иных источников;
- привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
- содействовать достижению соглашений юрлиц и ИП с кредиторами о реструктуризации их кредит.зад-ти;
- принимать меры по:
- погашению зад-ти по госзаказу, реструктуризации зад-ти по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;
- изменению установленного законод-м срока уплаты налогов и пени путем предоставления отсрочки или рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени;
- предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законод-м порядке;
- реорганизовывать юрлица.
Судебное финансовое оздоровление коммерческой организации.
Экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда об экон.несостоятельности с санацией должника (решение о санации).
Санация - процедура, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
Различают следующие виды санации:
- досудебная санация, меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами для предупреждения банкротства;
- судебная санация или внешнее управление, применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
- финансовая санация, система непринудительных мер принуждения, направленных на увеличение объемов капитала к необходимому уровню на протяжении опред. периода с целью восстановления ликвидности и платежеспособности (применяется чаще в отношении коммерческих банков).
После анализа и наличия оснований для проведения санации управляющий должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее 70 дней со дня своего назначения.
В плане санации - меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления, а также обеспечение стабильной и эффективной деятельности должника. Разделы: общая часть; анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния; организация производства и управления; маркетинг и сбыт; производство и снабжение; технология; кадры; финансы.
Утвержденный собранием кредиторов план санации вместе с протоколом собрания кредиторов представляются в экономический суд не позднее 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В противном случае - решение об открытии ликвидационного производства.
В процедуре санации могут приниматься следующие меры по восстановлению платеспособности должника:
- ликвидация дебит.зад-ти;
- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе госуправления по делам о банкротстве;
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- продажа части имущества должника;
- уступка требования должника;
- предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
- продажа предприятия должника и иные способы.
По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и с учетом жалоб кредиторов Экономический суд выносит определение:
- о продлении срока санации;
- об утверждении отчета управляющего (является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве);
- об утверждении мирового соглашения (является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве);
- об отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации (является основанием принятия решения об открытии ликвидационного производства).
Национальная система государственного регулирования процессов внесудебного и судебного финансового оздоровления. Органы государственного управления, осуществляющие антикризисное регулирование.
Национальная система экономической несостоятельности (банкротства), включает в себя следующие элементы:
- органы государственного управления по делам о банкротстве (в Республике Беларусь эти функции возложены на Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и территориальные отделы по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь);
- законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве).
В его основе лежит Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве), Указ Президента Республики Беларусь от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)», и др.;
- специализированная судебная система (в Республике Беларусь - экономические суды); институт специалистов, обеспечивающих реализацию законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) (в Республике Беларусь – антикризисные управляющие).
В настоящее время в республике создана и функционирует система финансового оздоровления, которая включает в себя совокупность специальных органов и регламент их взаимодействия.
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в пределах своей компетенции:
· проводит государственную политику по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также обеспечивает условия для реализации процедур экономической несостоятельности (банкротства);
· принимает участие в организации системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства);
· согласовывает разработанные в установленном порядке программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки управляющих;
· устанавливает порядок определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам;
· устанавливает профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к управляющим;
· проводит в установленном порядке аттестацию физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему
· осуществляет контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) непосредственно либо через образуемые им территориальные органы;
· ведет учет и проводит анализ платежеспособности государственных организаций;
· представляет в эк. суд предварительное заключение о платежеспособности должников — государственных организаций или в иных случаях на основании запроса эк. суда;
· осуществляет мониторинг деятельности управляющих, в том числе ежемесячно анализирует и обобщает информацию, представляемую управляющими в соответствии с абзацем семнадцатым части первой статьи 77 настоящего Закона;
· представляет по запросам государственных органов заключения по кандидатурам управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы;
· вправе подавать в эк суд в защиту государственных интересов заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций;
· вправе заявлять в эк суд ходатайства о приостановлении на срок, установленный абзацем четвертым части третьей статьи 121 настоящего Закона, реализации имущества, части имущества должников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, для выработки предложений о восстановлении платежеспособности этих должников;
· принимает (издает) нормативные правовые акты в пределах своей компетенции; осуществляет иные функции, предоставленные ему настоящим Законом и иными актами законодательства.
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) образует в порядке, установленном законодательством, территориальные органы, полномочия которых устанавливаются законодательством.
При государственных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (далее — комиссия) в целях:
· разработки и внесения в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства));
· подбора, организации подготовки (наряду с органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)), а также аккредитации лиц на осуществление деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае, предусмотренном частью седьмой статьи 62 настоящего Закона;
· подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде или планов санации и планов ликвидации должников — юридических лиц, прекращения деятельности должников — индивидуальных предпринимателей;
· проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей и подготовки предложений по результатам проведения этого анализа.
Предложения комиссии по вопросам, указанным в части первой настоящей статьи (ст16), рассматриваются государственным органом, после чего он не позднее пятнадцати дней со дня проведения заседания комиссии, на котором были разработаны предложения, выносит соответствующее решение.
С целью профилактики банкротства и выявления неплатежеспособных государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде (далее – государственные организации), Департаментом на основании первичных данных, представляемых Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, ежеквартально проводится анализ финансового состояния и платежеспособности почти пяти тысяч государственных организаций республиканской и коммунальной форм собственности. Создана информационная база данных о финансовом состоянии и платежеспособности указанных организаций.
(Внесудебное оздоровление) Для проведения внесудебного оздоровления гос органы и организации, местные ИР органы осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и ИП, созданию условий для их стабильной и эффективной хоз (экономической) деятельности. В этих целях могут:
- изменять структуру и состав органов управления юридических лиц;
- взыскивать дебиторскую задолженность;
- принимать меры по выделению юр лицам и ИП бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредит задолженности за счет иных источников;
- привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
- содействовать достижению соглашений юрид лиц и ИП с кредиторами о реструктур их кредитор задолжен, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
- принимать меры по погашению задолжен по гос заказу, реструктуриз задолж по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуриз иной кредитор задолж юрид лиц и ИП; по изменению сроков уплаты налогов, сборов, штрафов (пени) и иных обязат платежей путем отсрочки с един уплатой суммы налогов, сборов и иных обязат платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов и иных обязат платежей, а также налогового кредита с един либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита; по предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законод порядке;
- реорганизовывать юридические лица;
- принимать иные меры, не противоречащие законодательству.
(Судебная санация) Санация вводится судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных частью третьей статьи 122, статьей 124 и частью третьей статьи 170 настоящего Закона.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
По ходатайству собрания кредиторов и (или) управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев, если иное не установлено настоящим Законом.
По ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, срок санации может быть продлен эк судом не более чем на пять лет. При этом к указанному ходатайству должны быть приложены обоснование, в том числе экономическое, необходимости продления срока санации, а также заключение комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) по плану санации.
Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
· ликвидация дебиторской задолженности;
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;
· предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
· перепрофилирование производства;
· закрытие нерентабельных производств;
· продажа части имущества должника;
· уступка требования должника;
· предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;
· продажа предприятия должника как имущественного комплекса;
· размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;
· иные меры.