Распределение компетенций по видам практик
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Факультет экономики и менеджмента
Методические рекомендации по прохождению практик
Направление 38.03.01 «Экономика»,
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Квалификация Экономист
Факультет экономики и менеджмента
Очная, заочная формы обучения
2016 г.
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Содержание практики по получению первичных профессиональных
умений и навыков 7
2. Содержание практики по получению профессиональных умений и
опыта профессиональной деятельности 14
3. Содержание преддипломной практики 27
Список литературы 31
Приложения 33
Пояснительная записка
Практика является составной частью основной образовательной программы направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Объем и требования к организации практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Целью практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических знаний и умений в сфере профессиональной деятельности.
Основные задачи практики состоят в закреплении теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных обучающимися на различных видах аудиторных занятий; развитие профессиональной компетентности в условиях реальной профессиональной деятельности; расширение круга теоретических понятий и практических умений как базы для изучения последующих дисциплин и выполнения курсовых и выпускной квалификационной работы.
В результате прохождения практики, в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы обучающийся овладевает следующими компетенциями:
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способность к самоорганизации, самообразованию (ОК-7);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
- способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);
- способность формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);
- способность отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17).
Распределение компетенций по видам практик
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | Преддипломная практика |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-3 | ОК-7 | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | ||
ОПК-2 | ОПК-1 | |
Профессиональные компетенции (ПК) | ||
ПК-1, ПК-14, ПК-15 | ПК-2, ПК-5, ПК-10, ПК- 15, ПК-17 | ПК-3, ПК-7, ПК-11, ПК- 15, ПК-17 |
Современные требования к уровню подготовки выпускников вуза обусловливают непрерывность и последовательность овладения обучающимися профессиональной деятельностью. В связи с этим предлагается комплексная программа практики, которая представляет собой три вида практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков; практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; преддипломная практика.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков направлена на ориентацию обучающихся в области расчетно-экономической и учетной деятельностей с учетом получения первоначального опыта первичных профессиональных умений и навыков. Прохождение учебной практики осуществляется на основе договоров, заключенных между университетом и предприятиями (организациями).
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является последующим этапом после практики и направлена на формирование профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области бухгалтерского финансового учета и аудита, а так же закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения в КГУ. Прохождение практики осуществляется на основе договоров, заключенных между университетом и предприятиями (организациями).
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и представляет собой аналитический отчет по анализу финансового состояния, системы бухгалтерского учета и аудита исследуемого предприятия.
Место прохождения практик: бухгалтерия, подразделения, осуществляющие функции анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности производственных и коммерческих предприятий различных организационно-правовых форм.
Руководство и контроль за прохождением практик осуществляется преподавателем факультета и специалистом-практиком. Руководитель практики от КГУ назначается кафедрой учета и финансов. В период прохождения практики проводятся индивидуальные консультации с руководителями практики от университета и от организации.
Руководитель практики от организации обязан:
-организовать практику в соответствии с программой ее прохождения;
-проверять у студента дневник прохождения практики и при необходимости его корректировать (приложение 2);
-создавать соответствующие условия для изучения студентами организации учета по рабочим местам в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики;
-регулярно проверять и подписывать дневник студента-практиканта, предусмотренной программой практики (приложение 2);
-обеспечить нормальные бытовые условия студентам практикантам.
В период прохождения практики студент должен:
-соблюдать действующий в организации внутренний распорядок дня;
-выполнять поручения руководителя практики со стороны организации;
-своевременно и качественно выполнять задания предусмотренные программой практики и работу, поручаемую руководителем практики;
-аккуратно вести дневник и регулярно сдавать его руководителю практики на проверку и подпись;
-собрать необходимый материал для составления отчета о прохождении практики, а так же выполнения выпускной квалификационной работы.
Дневник является основным документом, подтверждающим пребывание студента на практике.
Результаты практики оформляются письменно в виде отчета и подлежат защите на кафедре (порядок оформления отчета в приложении 5).
К отчету прилагаются:
- отзыв-характеристика о прохождении практики студента, подписанная руководителем практики, подпись которого заверяется подписью руководителя и печатью организации (приложение 4);
- дневник студента, подписанный руководителем практики, подпись которого заверяется подписью руководителя и печатью организации;
После проверки отчета и устранения сделанных замечаний студент защищает отчет перед комиссией, назначенной деканатом факультета.
Оценка «отлично» ставится в том случае, если:
-в отчете на материалах организации полностью отражена программа практики с критической оценкой фактического состояния учета и ссылкой на приложения (первичные и сводные бухгалтерские документы, учетные регистры и т.п.);
-отчет и приложения аккуратно оформлены;
-полностью заполнен дневник и заверен руководителем практики, руководителем предприятия и печатью организации;
-при защите отчета студент показал себя как имеющий знания особенностей ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности данной организации, правильно ответил на все вопросы.
В случае если в отчете освещены не достаточно полно вопросы программы практики, отсутствуют отдельные приложения и критические замечания об организации бухгалтерского учета в сравнении с требованиями к его ведению и имеющийся передовой опыт, а также если при защите студент не полно отвечал на вопросы членов комиссии, то оценка снижается на 1-2 балла.
Если в отчете приведено поверхностное изложение вопросов практики и студент при защите не отвечал или неправильно отвечал на задаваемые членами комиссии вопросы, прохождение практики оценивается оценкой «неудовлетворительно». Комиссия вправе поставить перед деканатом вопрос по данному студенту о дополнительном прохождении им практики.
Отчеты без дневника, положительной характеристики, скопированных учетных документов (регистров) и других приложений, к защите не принимаются, и практика студентам не засчитывается. Студент может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Лучшие отчеты можно рекомендовать на студенческую научную конференцию и смотр-конкурс отчетов по практике.
Содержание практики по получению