Организация денежных расчетов на предприятии
Прибыль предприятия
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природоохранных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экологический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически все сферы воздействия предприятия находятся коньюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается нее только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Организация денежных расчетов на предприятии
Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу, т.е. специально оборудованное помещение. Это помещение должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, запрещается.
Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждой организации необходимо иметь кассу. При этом организация
обязана соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Прием наличных денежных средств предприятиями при осуществлении расчетов с организациями и населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Денежные средства могут поступать в кассу предприятия из различных источников (с расчетного счета предприятия, от покупателей и заказчиков).
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
При расчетах наличными следует руководствоваться, что Указанием ЦБ РФ от 14.11.01г. № 1050-У, которым установлен предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами в сумме 60000 руб. по одной сделке. Согласно Административно-процессуального кодекса за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх определенных предельных сумм установлен штраф в размере от 400 до 500 МРОТ. При этом наличные денежные средства должны быть внесены в кассу поставщика, так как организации не вправе вносить денежные средства на счета других лиц -владельцев счетов, минуя свой расчетный счет. За несоблюдение данного требования для плательщиков определена финансовая санкция в виде штрафа.
Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с ГК РФ (глава 46) и Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П, утвержденным ЦБ РФ 12.04.01г. (с изменениями и дополнениями). Этим документом установлены следующие формы безналичных расчетов:
платежными поручениями;
по аккредитивам;
расчеты по инкассо (платежными требованиями и инкассовыми поручениями);
чеками.
Финансовое планирование на предприятии
Финансовый план – является итоговым документом, для разработки которого необходимо предварительно учесть и рассчитать все возможные изменения в условиях деятельности коммерческого предприятия, которые могут произойти в планируемом периоде по сравнению с условиями базисного периода.
Для расчетов влияния этих изменений на финансовые показатели малого предприятия существует несколько методов. Они различаются тем, какая исходная база выбирается для финансового планирования.
Один из наиболее простых – метод, базирующийся на планируемом объеме реализации.
От объема реализации зависит большинство показателей финансового плана: прибыль, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в резервный и другие фонды предприятия и т.д.
Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития малого предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и используемого денежного капитала.
Задачи финансового планирования:
- Обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования.
- Соблюдение интереса акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала.
- Гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для частного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и обеспечивает платежи в бюджет на минимально необходимом уровне.
- Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные.
- Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства; является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений.
Финансовое планирование на предприятии
Цель внутрифирм.планир-я – обеспечение оптимальных возможностей д/успешной хозяйст ф.деят-ти, получение необходимых д/этого ср-в, достижение конкурентноспособ-ти и прибыльности предпр., а т.же планирование доходов и расходов предпр., движение его денеж.ср-в.
Этапы фин.планир-я:
1.Анализ финансовой ситуации – изучение факт.данных за предыдущ.период.
2.Прогнозирование будущих финанс.условий – д/опред-я внешн. И внутр.среды деятельности.
3.Постановка финанс.задач – параметры получения дохода, прибыли, предельн.расходов.
4.Выбор оптимального варианта развития финансов предпр.
5.составление фин.плана –баланс доходов и расходов.
6.Корректировка и увязка фин.плана
7.выполнение плана – текущая произв.деят-ть
8.анализ и контроль
Методы планир-я
Расчетно-аналитический – связь финанс.пок-лей с производ-ми 9при расчете объема выр-ки, доходов,Пр.
· Балансовый при планировании распределения полученных результатов
О(остаток)н+П(поступления)=Р(расх.)+Ок
· Нормативный при наличии установленных норм
· Метод оптимизации плановых решений выбор из возможных вариантов оптимального
· Экономико-матем.моделирование при прогнозировании показ-лей не менее чем на 5 лет
Объекты планировании: выручка, амортизация, оборотные активы, кап.строит-во, платежи в бюджет и внебюдж.фонды.
Фин.план м.б. –перспективный (длит.срок), текущий (1год), оперативный (месяц).
Финансов.план –часть бизнес-плана.
Бизнес-план(осн.док-т внутрифирм.планир-я) -3 раздела
1.Резюме, 2.Основн.часть, 3.Стратегия финансирования
Фин.план бизнес-плана вкл-т: 1.Расчет объема реализ-ии, 2.план Д и Р, 3.План денежн.поатуплений и выплат, 4.Баланс активов и пассивов,5.План по источникам и использ-ю ср-в, 6. Расчет точки безубыточности (Сум.пост.зат-т/цена за ед.прод-ии- Сум.перемен.зат-т).