Составление проектов бюджетов
Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Он начинается сбюджетного послания Президента РФ, которое включает:
1) основные показатели социально-экономического развития РФ на планируемый год и среднесрочную перспективу;
2) сводный финансовый баланс в целом по территории РФ;
3) оценку результатов исполнения федерального и консолидированного бюджетов за предыдущий год и истекший период, предшествующий планируемому;
4) основные направления бюджетной и налоговой политики;
5) показатели консолидированного бюджета;
6) проект федерального бюджета;
7) другие показатели, характеризующие стратегию и объемы федерального бюджета на очередной год.
Послание Президента носит в основном информационный характер. Но вместе с тем оно имеет очень большое значение, так как считается, что одновременно с бюджетным посланием Президент представляет концепцию социально-экономического развития и гарантирует ее выполнение. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственно составлением проекта федерального бюджета занимается Министерство финансов РФ. В субъектах Федерации эту работу выполняют финансовые органы субъектов Федерации, а в муниципальных образованиях - финансовые органы муниципалитетов. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
При составлении проектов бюджетовфинансовые органы должны располагать, как минимум, следующими сведениями:
- действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство;
- нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- предполагаемый объем финансовой помощи, предоставляемый из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- виды и объем расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
- нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
- нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
Важная роль при составлении проектов бюджетов принадлежит прогнозу социально-экономического развития территории.
В России в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается, как правило, на 10 и более лет. Это в основном прогнозы тенденций развития НТП и соответствующих изменений, которые они могут вызвать в различных сферах хозяйства. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет. Он ежегодно корректируется и включает следующие разделы: основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ; социальное развитие; развитие науки; формирование и расходование средств внебюджетных целевых фондов; платежный баланс; развитие фондового рынка; консолидированный бюджет; динамика производства и потребления и др.
Бюджетным кодексом РФ установлено, что прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (округа) разрабатывается на период не менее 3х лет, прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается либо на очередной финансовый год, либо на очередной финансовый годи плановый период.
Кроме того, одновременно с проектом бюджетов субъекты РФ и МО разрабатывают перспективный финансовый план,который содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Основу перспективного финансового плана составляет среднесрочный прогноз социально-экономического развития. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития.
Одновременно с проектом федерального бюджета разрабатываются также:
Баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и имеет большое значение при определении потребностей в финансовых ресурсах отдельных территорий. Используется при определении общего размера ФФПР, а также порядка его распределения.
План развития государственного сектораэкономики, который включает:
- перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных и унитарных предприятий;
- программу приватизации государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность;
- сведения о предельной штатной численности государственных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает задания по предоставлению государственных услуг, а также нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных услуг.
Долгосрочные целевые программы-разрабатываются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Они определяются приоритетами, заданными в этих прогнозах, и подлежат финансированию из федерального бюджета.
В целом, в проекте Закона о бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета:
1. Общий объем доходов бюджета - прогнозируемые доходы бюджета, а также нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.
2. Общий объем расходов - расходы бюджета по статьям расходов; общий объем капитальных и текущих расходов; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; распределение бюджетных ассигнований по главным получателям бюджетных средств и др.
3. Дефицит бюджета - общий размер дефицита (профицита); источники финансирования дефицита бюджета за счет внутренних заимствований; верхний предел государственного долга; верхний предел государственного внешнего долга РФ; предел государственных внешних заимствований РФ; пределы предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований; пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям.
С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и другие документы.
Правительство утверждает проект федерального бюджета и вносит его до 26 августа на рассмотрение в Государственную Думу одновременно с проектами федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.
Также до 26 августа текущего года Банк России должен представить в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.