Особенности употребления CONTINUOUS TENSE

Обычно при изучении нового времени принято разбирать отдельно построение вопросов и отрицаний, но мы эту проблему уже рассматривали в общем виде: все дополнительные сложности принимает на себя вспомогательный глагол (to be), а смысловой глагол на них не реагирует:

She is sleeping now. Is she sleeping? She is not sleeping.– Она сейчас спит. Она спит? Она не спит.

А теперь несколько дополнительных замечаний к этой теме. Существует ряд глаголов (их иногда называют статическими), которые «не подходят» для

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

категории Continuous(например, like, want, hear, see, know, understand, think). Mostly these are verbs of perception and judgment.– Большей частью это глаголы, выражающие восприятие или суждение.

Их немного, но встречаются они часто. Очень интересно, что, когда эти глаголы выходят за пределы только что названных «психологических» значений, запрет на употребление продолженного времени снимается. Сравните:

You look tired.– She is looking at you.– Ты выглядишь усталым. – Она смотрит на тебя. I see the picture.– The doctor is seeing a patient now.– Я вижу картину. – Доктор принимает пациента.

We hear the music.– The judge is hearing a case.– Мы слышим музыку. – Судья слушает дело.

I think this is wrong.– Wait a minute, I'm thinking.– Я думаю, это неверно. – Подождите минуту, я думаю (размышляю).

Учтите, что даже глаголы, которые никогда не используются в Continuous, имеют

-ing-форму, например, в качестве причастия.

Knowing her, I do not tell her about it.– Зная ее, я не говорю ей об этом.

Время Present Indefiniteчасто сопровождается наречиями и оборотами always, often, usually, sometimes, every day. Для Present Continuousподходят now, at the moment, at presentи т.д. Но вот любопытная деталь – слово alwaysв сочетании со временем Continuousимеет особое значение: действие часто повторяется и вызывает некоторое недовольство говорящего:

She is always complaining about something.– Вечно она на что-нибудь жалуется.

И, наконец, последний штрих. Теперь вы должны чувствовать разницу между двумя важными конструкциями:

What do you do?– What are you doing?– Что вы делаете (когда идет дождь)? – Что вы делаете? (скажем, вы увидели, что кто-то рвет вашу книгу)

Еще раз подчеркнем очень важную мысль: времена в английской грамматике существуют не по отдельности, а группами, как, например, группа продолженных времен (Progressive Aspect). В каждой группе есть как бы три этажа (прошедший, настоящий и будущий), но основная грамматическая конструкция остается одинаковой: he was working, he is working, he will be working. При построении фразы говорящий сначала по смыслу определяет, какая группа времен выражает его мысль, а потом уже строит предложение, согласуя его, скажем, с прошедшим моментом.

Всего таких групп времен четыре: Indefinite, Continuous, Perfectи Perfect Continuous. Каждая имеет свою область употребления, так сказать, свою идею, которую надо понять и усвоить. В повседневной речи две последние из них встречаются не так уж часто, но зато первые две – совершенно необходимы.

Предлоги места

Четких правил, указывающих, какие где надо ставить предлоги, не существует. Есть только сложившееся употребление (usage). Своей формы эти короткие словечки никогда не меняют. Но что-то легче от этого не становится. Даже люди, уже неплохо знающие язык, сплошь и рядом используют предлоги неправильно. Так что мы попробуем поискать какие-то закономерности употребления английских предлогов.

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

а) Предлоги in, on, atописывают положение в пространстве:

IN– в трехмерном восприятии (объем):

in the box, in the garden, in the kitchen– в коробке, в саду, на кухне.

ON– в двухмерном (плоскость):

The cat is lying on the table.– Кошка лежит на столе.

a number on the door– номер на двери dirt on your shirt– грязь у вас на рубашке on the second floor– на втором этаже

ON– в одномерном (линия):

a town on the Mississippi River– город на реке Миссисипи

a village on the border– деревня на границе

AT– положение в точке:

He is standing at my door.– Он стоит у моих дверей.

She is sitting at my desk.– Она сидит за моим столом.

The car is at the crossroads.– Машина – на перекрестке.

Обратите внимание: важно, как говорящий воспринимает это место, интересуется ли, «что внутри»:

We meet at the theater.– Встречаемся в театре. (точка встречи)

There are 200 seats in the theater.– В театре 200 мест.

б) Предлоги перед географическими названиями: INперед названиями континентов – in Europeперед названиями стран – in Spain

перед названиями штатов – in Florida

перед названиями городов – in London

ONперед названиями улиц – on Broadway, on Fifth Avenue, on 44th Street ATперед номерами домов, адресами:

at 45 Lake Road– в доме 45 по Озерной улице

at my new address– по моему новому адресу

Несколько примеров необычного для нас употребления предлогов:

at home, at work, at school(все без артикля) – дома, на работе, в школе

at the station, at the airport– на вокзале, в аэропорту

at the seaside– у моря

at the top– на вершине, наверху

at Bob's house– у Боба в доме

Предлоги времени

Разные интервалы времени требуют разных предлогов. Часы (hours) – AT:

at 6 o'clock– в 6 часов

at 7:30– в 7:30

Дни (days) – ON:

on Tuesday– во вторник

on November, 1st– 1-го ноября

Месяцы, времена года/сезоны, года, десятилетия, века (months, seasons, years, decades, centuries) – IN:

in May– в мае

in summer– летом

in 1976– в 1976 году

in the 60s– в 60-е годы

in the 20 century– в XX веке

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Когда речь идет о времени, русский предлог «через» переводится как in: In two hours you must be at home.– Через 2 часа вы должны быть дома. by 6 o'clock– к 6 часам

Фразы типа «на этой неделе», «в прошлом году» в английском не требуют предлога:

last week– на прошлой неделе this month– в этом месяце next year– в следующем году

Не left school last year.– Он бросил школу в прошлом году.

I'll see him next Tuesday.– Я увижу его в следующий вторник.

Не требует предлога еще один оборот: two times a day– два раза в день three times a year– три раза в год

I go to school 5 times a week.– Я хожу в школу 5 раз в неделю.

Обратите внимание на два оттенка русского слова «вовремя»:

on time– точно по плану, расписанию

The train arrives on time.– Поезд прибывает вовремя.

in time– не слишком поздно; так, чтобы успеть

You must be there in time for dinner.– Вам надо быть там вовремя, к обеду.

Теперь опять примеры:

at any time– в любое время

at the moment– в данный момент

at lunch– на ланче, за обедом

in the morning, in the evening– утром, вечером

Однако:

on Sunday morning– воскресным утром

at night– ночью

Обратите внимание, насколько труден для нас предлог at– в английском он один из самых употребительных, а в русском ему просто нет соответствия. Отмечайте все случаи, когда он вам встречается, к нему обязательно надо привыкнуть.



Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru Dialogues

Arranging to go out

– Would you like to go out to eat tonight?

– Sounds great, but only if I am buying.

– No, let's go Dutch, at least.

– Where can we go to have a really nice meal around here?

– There is a very good Italian restaurant only a few blocks away.

– I'll call for reservations and then we can walk there – it's not far and the weather is lovely.

– Hello, my name is John Smith and I have reserved a table for two for eight o'clock.

– Your table is right next to the window and your waiter will be with you shortly.

Планируем поход в ресторан

– Хочешь, пойдем сегодня вечером в ресторан?

– Отличная идея, но только если я угощаю.

– Нет, давай хотя бы заплатим поровну.

– Где здесь можно хорошо поесть?

– Есть очень хороший итальянский ресторан всего в нескольких кварталах отсюда.

– Я позвоню и закажу столик, а потом мы можем пройтись до него пешком – это недалеко и погода чудесная.

– Здравствуйте, меня зовут Джон Смит, и у меня зарезервирован столик на двоих на восемь вечера.

– Ваш столик у самого окна, а ваш официант подойдет через минуту.



Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru Making a choice

– Shall we get a pitcher of beer to start with?

– Do you mind if I get a Martini instead?

– What do you recommend for an appetizer?

– The seafood platter is very good and our salad bar is very fresh.

– When do you stop serving food here?

– The kitchen closes at 11 p.m., so you have plenty of time.

– Do you serve fresh-brewed tea or only teabags?

– I am sorry, we only have teabags, but there are many different kinds.

– What does this dish come with?

– All our entrees are served with a cup of soup and two vegetables.

Выбор

– Возьмем кувшин пива для начала?

– Ты не против, если я возьму себе мартини вместо пива?

– Что бы вы посоветовали в качестве закуски?

– Морепродукты очень вкусные, и в салат-баре все очень свежее.

– До которого часа у вас подают еду?

– Кухня закрывается в 23:00, так что времени у вас более чем достаточно.

– У вас чай заварной или в пакетиках?

– К сожалению, чай у нас только в пакетиках, но зато самых разных сортов.

– Что подается к этому блюду?

– Все наши горячие блюда подаются с супом и двумя овощными гарнирами.



Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru Ordering

– Can I take your order or do you need a few more minutes?

– I'll have a bowl of onion soup and a grilled chicken salad with some dressing on the side.

– I would like a cup of chicken noodle soup, a house salad with vinegar and oil, and a steak with green beans.

– Very good, and how would you like your steak?

– Well-done, please. Oh, and may I have a side order of French fries as well?

– Certainly. Would you like another beer while you are waiting for your food?

– No thanks, I am OK for now.

– And how about you?

– Yes, please, I'll have another Martini with a twist.

Заказ

– Могу я принять заказ или вам нужно еще немного времени?

– Мне, пожалуйста, тарелку лукового супа и салат с жареной курицей, соус отдельно.

– Я бы хотел чашку куриного супа с вермишелью, маленькую порцию салата с уксусом и растительным маслом и бифштекс с зеленой фасолью.

– Очень хорошо; а как вам приготовить бифштекс?

– Хорошо прожаренный, пожалуйста. Да, и можно мне добавочную порцию жареной картошки?

– Конечно. Не хотите ли еще пива, пока ждете обеда?

– Нет, спасибо, пока не надо.

– А как насчет вас?

– Да, дайте мне еще один мартини с ломтиком лимона.



Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru During and after a meal

– Here is your grilled chicken and your filet mignon. Can I get you anything else?

– Yes, could we have some extra bread, please?

– Certainly, here you go. Enjoy your meal.

– Excuse me, could you get our waiter for us, please? My green beans are cold.

– I am terribly sorry – I'll bring you a fresh order of green beans right away.

– Are you ready for some dessert? They have an entire dessert menu here.

– Here you go, and, again, I am very sorry about the beans. Your coffee and pie are on the house.

– We are splitting the bill, so could you put it on two credit cards?

– No problem. Have a nice evening and please come again.

Во время и после еды

– Вот ваш салат с курицей и филе-миньон. Принести Вам что-нибудь еще?

– Да, еще хлеба, пожалуйста.

– Конечно. Приятного аппетита.

– Простите, вы не могли бы позвать нашего официанта? Эти бобы холодные.

– Извините, ради бога, я сейчас же принесу вам свежую порцию.

– Как насчет десерта? У них в меню целый список десертов.

– Прошу вас; и еще раз приношу свои извинения. Пожалуйста, примите кофе и пирог за счет ресторана.

– Мы платим пополам, так что не могли бы вы разбить оплату на две кредитки?

– Конечно, пожалуйста. Доброй вам ночи, приходите еще.

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Phonetics

Буква А после W

Буква Aпосле Wчитается как O[ ]:

walk [w k] wall [wɔ:l] wallet ['wɔ:lt]

walnut ['wɔ:lnnt] wand [wɔ:nd] wander ['wɔ:ndər] want [wɔ:nt]

wanton ['wɔ:ntən]

wash [wɔ:ʃ] wasp [wɔ:sp] watch [wɔ:fl] water ['wɔ:tər] watt [wɔ:t]

watchdog ['wɔ:fld¾g]

watchtower ['wɔ:fl.tauər]

swan [swɔ:n] swallow ['swɔ:ləu] swamp [swɔ:mp] swap [swɔ:p] swat [swɔ:t]

swastika ['swɔ:stkə]

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Exercises

Ответы к упражнениям находятся на странице 166.

Упражнение 1

Вставьте пропущенный глагол.

A. You need toa reservation. (do, own, make, show)

B. Could weto a different table? (walk, move, have, remove)

C. IItalian food. (go, find, prefer, put)

D. Do youcredit cards? (do, make, show, accept)

E. Could youme some hot tea? (show, drink, bring, sell)

Упражнение 2

Вставьте пропущенное слово.

A. How would you like yourcooked? (salad, tea, steak, drink)

B. We would like to sit in the non-smoking. (room, restaurant, section, hall)

C. The dessert is served at the end of the. (meal, food, steak, trip)

D. May I have aorder of green beans? (well-done, back, side, French)

E. We would likechecks for the two of us. (good, together, extra, separate)

Упражнение 3

Вставьте пропущенный предлог.

A. Can we sitthat table? (by, on, at, with)

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

B. Your food will be ready15 minutes. (at, in, over, by)

C. Can you get our waiterus? (to, with, for, at)

D. Is everything you servethe menu? (on, in, at, with)

E. I am readythe check. (for, with, over, from)

Упражнение 4

Выберите нужное слово в каждом предложении.

A. We areout to eat tonight. (going, jumping, walking, running)

B. He isfor joy. (going, jumping, walking, running)

C. We areto the country for the holidays. (going, jumping, walking, running)

D. I amto the theater since it's not far. (going, jumping, walking, running)

E. I don't know how I'll get home because the buses aren't. (going, jumping, walking, running)

Упражнение 5

Сделайте это предложение вопросительным.

A. You like eating out.

B. You can drink a lot of beer.

C. The chicken is spicy.

D. You always pay the bill.

E. They prefer walking.

Упражнение 6

Сделайте это предложение отрицательным. Дайте ответ, употребив краткую отрицательную форму глагола.

A. I like spicy food.

B. I can eat a lot.

C. I am going home.

D. You have to eat this.

E. He is glad to be here.

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Let’s practice

Переведите с русского на английский.

Сравните свой вариант с ответом на обороте страницы.

Arranging to go to a restaurant – Планируем поход в ресторан

1. В какой ресторан вы хотите пойти?

2. Нам нужно заказать столик?

3. Как долго нам придется ждать столик?

4. Столик будет готов через несколько минут.

Making a choice – Выбор

5. Этого блюда нет в меню.

6. Скажите еще раз, какие у вас сегодня блюда дня.

7. Хочешь, возьмем какую-нибудь одну закуску на двоих?

8. Это блюдо очень острое?

Ordering – Заказ

9. Вы хотели бы сначала что-нибудь выпить?

10. Дайте мне двойную порцию шотландского виски со льдом.

11. Можно нам еще хлеба?

12. Мне нужно еще несколько минут, чтобы сделать выбор.

During and after a meal – Во время и после еды

13. Могу ли я что-нибудь еще для вас сделать?

14. Что бы вы хотели на десерт?

15. Можно мне счет?

16. Принесите счет мне – я угощаю.

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Проверьте себя

Arranging to go to a restaurant – Планируем поход в ресторан

1. What kind of restaurant do you want to go to?

2. Do we need to make a reservation?

3. How long do we have to wait for a table?

4. We'll have a table ready in a few minutes.

Making a choice – Выбор

5. This dish is not on the menu.

6. Tell us again what your specials of the day are.

7. Do you want to share an appetizer?

8. Is this dish very spicy?

Ordering – Заказ

9. Would you like something to drink first?

10. I'd like a double Scotch on the rocks.

11. Could we have extra bread, please?

12. I need a few more minutes to make a choice.

During and after a meal – Во время и после еды

13. Is there anything else I can do for you?

14. What would you like for dessert?

15. Could I have the bill?

16. Give the bill to me – it's my treat.

 
  Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru
Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

Grammar

Простое прошедшее время

Мы уже говорили о том, насколько важно понимание форм английского глагола. Давайте рассмотрим еще один аспект этой темы. Как мы уже говорили, английские глаголы делятся на две неравные группы – правильные (т.е. подчиняющиеся определенному правилу) и неправильные. Правило, о котором идет речь, описывает образование II-ой и III-ей формы:

II>я ф.= III>я ф.= I>я ф.+ -ed

II-ая форма существует в английском языке специально для построения времени

Past Indefinite:

When I was young I played basketball.– В молодости я играл в баскетбол.

Время Past Indefiniteу изучающих язык обычно ассоциируется с чисто

«технической» проблемой: как заучить все неправильные глаголы? Ну что ж, давайте порассуждаем. Во-первых, надо представить объем предстоящей работы

– в английском языке около 250 неправильных глаголов. Обойтись без них невозможно – не забывайте, что самые важные слова имеют тенденцию попадать в исключения. Однако, большая часть из них встречается нечасто, так что на начальном этапе вам придется запоминать II-ую и III-ю формы «всего» для 50-70 глаголов.

Похоже на противоречие, не правда ли? Если самые важные, почему редко встречаются? Для того, чтобы найти разгадку, надо учесть неожиданный фактор

Особенности употребления CONTINUOUS TENSE - student2.ru

время, причем не грамматическое, а самое что ни на есть жизненное. Дело в том, что современный язык формировался сотни лет назад и многие слова, бывшие тогда в числе самых важных, ныне свою значимость утеряли (например, глаголы, связанные с трудовой деятельностью – жать, прясть и т.д.). Многие такие слова перешли, в основном, в поэтическую, возвышенную лексику.

И еще. Мы уже говорили о делении глаголов на сильные и слабые; такая классификация глаголов более глубока и относится к самым основам английской грамматики. Сильных глаголов всего 10 и все они, естественно, неправильные с точки зрения образования грамматических форм. Тем, кто только начинает изучение языка, лучше составить собственной рукой табличку форм основных сильных глаголов (to be, can, may, must, shall, will).

Еще раз обратите внимание: все неправильные глаголы (если оставить в стороне

«устаревшие» слова) являются важными, но не все важные глаголы – неправильные (примерно половина). Выбор достаточно случаен, для примера взглянем на пары одинаково употребимых глаголов – один из них правильный, а второй нет:

look(смотреть) – see(видеть)

listen(слушать) – hear(слышать)

И еще небольшое грамматическое напоминание – как избежать стандартных ошибок (попробуем «подстелить соломку»). Вы знаете, что II-ая форма глагола нужна для построения простого прошедшего времени (Past Indefinite):

Не bought a new jacket.– Он купил новую куртку.

Однако, в вопросах и отрицаниях появляется вспомогательный глагол to do

(во II-ой форме), а смысловой глагол возвращается к основной форме:

Did he buy a new jacket?– Он купил новую куртку?

В реальной речи все время приходится «переключаться» от одной формы глагола к другой; это непростой навык – он требует внимания и определенной тренировки:

I saw David at school.– I didn't see him.– Я видел Давида в школе. – Я не видел его. They called me last night.– Did they call you?– Они звонили мне вчера вечером. – Они звонили вам?

Наши рекомендации