V. Формирование и финансовое обеспечение государственных заданий

Государственное задание учреждений устанавливается с учетом:

- прогнозируемой потребности в соответствующей государственной услуге, оцениваемой на основании динамики количества потребителей государственных услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством государственных услуг;

- возможностей государственных учреждений по оказанию государственных услуг (выполнению работ);

- показателей фактического выполнения государственными учреждениями государственного задания в отчетном и текущем финансовых годах;

- объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств.

При установлении государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ), государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы) либо группы однотипных государственных услуг (однотипных работ).

При установлении государственного задания одновременно на оказание государственной услуги (услуг) и на выполнение работы (работ) государственное задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги (услуг) и к выполнению работы (работ).

В государственное задание не должны включаться платные услуги.

При этом необходимо отметить следующие особенности предоставления социальных услуг населению.

Предоставление гражданам социальных услуг стационарными учреждениями социального обслуживания населения регламентируется Федеральными законами:

- «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ

- «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ.

Согласно п.3 статьи 15 195-ФЗ устанавливается, что «платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме того в статье 24 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ установлено что: «Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Таким образом, размер платы за оказание стационарных услуг устанавливается на региональном уровне. Как правило, плата устанавливается региональными НПА на уровне не более 75% от начисленной пенсии.

Для разграничения источников финансирования затрат учреждений необходимо выделить платную составляющую из состава затрат учреждений. В случае со стационарными социальными услугами это сделать сложно, т.к. никакой дифференциации в обслуживании пенсионеров и инвалидов в зависимости от размера пенсии не существует. Кроме того существуют государственные гарантии по предоставлению стационарного обслуживания, которые представлены в Федеральных законах № 195-ФЗ и №122-ФЗ. Эти гарантии распространяются на весь процесс предоставления услуги. В абзаце 2 статьи 20 закона 122-ФЗ сказано: «Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга». Таким образом, дается обобщенное описание социальных гарантий предоставляемых гражданам услуг.

Вместе с тем, в целях отделения части услуг, которые предоставляется за плату от потребителя, рекомендуется выделить платную составляющую указанных услуг.

В качестве альтернативы исторически сложившимся на региональном уровне отчислениям от пенсии в размере 75% можно предложить формирование норматива затрат на содержание одного престарелого или инвалида в соответствующих учреждениях. Тогда вне зависимости от размера пенсии уплачивается строго определенная сумма за содержание. В этом случае структура формирования расходов на содержание одного человека в учреждении будет более прозрачной и позволит понять, что входит в состав оказываемой услуги

Для этого в регионе должны быть разработаны ГОСТЫ, отражающие состав гарантированной услуги по стационарному социальному обслуживанию, предоставляемой за счет средств бюджета (субсидии). Пример такого ГОСТа приведен в Приложении. Однако на текущий момент выполнение подобных ГОСТов обеспечивается как средствами бюджета, так и средствами, полученными от потребителей услуг (в рамках 75% их пенсий).

Учитывая что, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не установлена норма о возможности включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание, то рекомендуется выделить их из этого Приложения, то есть необходимо вывести из государственного задания платные услуги из перечня государственных услуг, оказываемых бесплатно в рамках государственного (муниципального) задания.

Наши рекомендации