Участники рынка технологий
Повышение роли технологий в развитии экономики заставляет по-новому взглянуть на эффективность крупных мультинациональных корпораций.
Большая часть доводов в пользу крупных размеров компаний в настоящее время не представляется убедительной. Сейчас даже такие ресурсы, как капитал и информация, во все большей степени становятся доступными мелким и средним фирмам. Существенными преимуществами крупных корпораций являются экономия на масштабах, способность проводить интенсивные НИОКР, диверсифицировать производства, максимизировать прибыль на вложенный капитал, управлять международными проектами. Однако они недостаточно гибки и динамичны для того, чтобы своевременно разрабатывать новые идеи в сфере новейших технологий. Вообще, механизм крупной корпорации, ориентирующейся на массовое производство, — далеко не лучшая форма для быстрого освоения технических новшеств, а объективный процесс концентрации производства и капитала — одно из серьезных препятствий на пути научно-технического прогресса. Структуры крупных корпораций не приспособлены к поиску нововведений, а зачастую и к их внедрению в производство. Укрупнение отделений способствует усилению бюрократизации и замедлению процесса принятия решений. Чем крупнее корпорация, тем очевиднее утрата ею черт «технологического первопроходца». Так, корпорация General Electric не заметила начала компьютерной революции.
В этом плане роль индивидуальных ученых, изобретателей и мелких инновационных компаний в технологическом развитии остается незаменимой, в особенности на стадии зарождения идеи, ее концептуализации.Малая фирма, являясь наиболее мобильной формой организации бизнеса, выполняет роль генератора новых идей, которые не могут зародиться в научно-исследовательских коллективах в силу довлеющих там представлений и авторитетов, испытателя новых товаров, технологий, освоение которых связано с высокой степенью неопределенности и риска.
Однако для разработки промышленной технологии или внедрения нового продукта в современное промышленное производство требуются промышленные лаборатории, конструкторские бюро, технологические подразделения. В связи с этим углубляется разделение труда между индивидуальными изобретателями, предлагающими новые нетрадиционные идеи, мелкими и средними инновационными компаниями, доводящими эти идеи до стадии практического применения, и крупными корпорациями, обеспечивающими использование новой технологии в массовом производстве. Наиболее распространенная схема процесса создания и освоения технологии представлена на рис. 9.1.
Мелкие инновационные компании в основном определяют предложение на современных рынках технологии. Наиболее распространенным способом реализации
Источник: И. Е. Артемьев. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
Рис. 9.1. Процесс создания и освоения технологии
своего продукта для независимого изобретателя или мелкого бизнеса является продажа изобретения промышленной компании, заинтересованной в освоении новшества в производстве.
Таким образом, рыночная структура на начальном этапе воспроизводственного цикла технологии характеризуется, с одной стороны, огромным числом мелких инновационных фирм и индивидуальных изобретателей, генерирующих новые технические идеи и стремящихся продать свои научно-технические результаты. На другой стороне находится большое число крупных промышленных компаний, готовых приобрести наиболее перспективные из них для применения в собственном производстве путем скупки патентов и лицензий, контрактации мелких фирм на условиях субподряда, найма владеющего технологией специалиста или приобретения предприятия, где она успешно используется.
Значительную роль в осуществлении связи между различными участниками процесса воспроизводства технологии играют посреднические фирмы. Брокеры и посреднические фирмы в торговле технологиями появились в 1960-1970-х гг.4 Их появление связано с проблемами перепроизводства научных знаний, когда в условиях постоянного расширения научных исследований значительно увеличился разрыв между количеством создаваемых научно-технических достижений и возможностями применения их в производстве. В результате значительная часть потенциально полезных технологий не применяется не только по причине экономической неэффективности, но и в значительной степени из-за того, что потенциальные потребители не знают о ее существовании. Посреднические фирмы создают базу данных имеющихся и разрабатываемых технологий, помогают решить проблему поиска партнеров, заинтересованных в продаже/приобретении той или иной технологии, создают своим клиентам условия для общения продавца и покупателя посредством компьютерной связи в режиме реального времени.
4И. Е. Артемьев. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
Посреднические фирмы являются необходимым атрибутом развитых рынков технологии. Их значение состоит в том, что они:
• обслуживают научно-технический обмен;
• способствуют повышению скорости распространения нововведений в экономике;
• способствуют увеличению отдачи от капиталовложений в НИОКР.
Помимо посреднических фирм элементом инфраструктуры, способствующей распространению новых технологий, является расширение практики проведения всевозможных выставок, ярмарок, на которых изобретатели и мелкий инновационный бизнес могут продемонстрировать свои достижения в различных отраслях знаний.
Венчурный бизнес
Трансформация научно-технического достижения от первоначальной идеи до внедренной в массовое производство технологии осуществляется, как правило, венчурным бизнесом.
Венчурные инвестиции опаснее вложений в уже функционирующее и растущее предприятие, так как они связаны со следующими основными рисками:
• высокая степень технической неопределенности в создании продукта;
• технологически совершенный продукт может не соответствовать рыночному спросу;
• управленческая команда может не иметь квалификации или опыта.
Эти дополнительные риски оправдываются тем, что реализация научно-технического проекта, являющегося объектом вложения, изначально оценивается как высокоприбыльная.
Сущность венчурного бизнеса как высокорискованной и потенциально высокоприбыльной деятельности определяет следующие особенности его функционирования:
• объектом капиталовложений являются рискованные проекты;
• осуществляется портфельное управление капиталом;
• значительная часть вложений вкладывается в уставный капитал инновационных фирм;
• венчурный капиталист принимает активное участие в управлении проектом или по крайней мере обеспечивает себе надежный контроль;
• реализуется гибкий механизм согласования интересов инвесторов и менеджеров в зависимости от этапа развития проекта;
• изначально определяется способ выхода из бизнеса венчурного капиталиста в фазе зрелости проекта.
Можно выделить следующие основные этапы венчурного бизнеса:
1) старт (от организации предприятия до выпуска опытной партии продукции (НИОКР, капитальные вложения, опытное производство));
2) вывод продукции на рынок (увеличение оборотного капитала);
3) завоевание рынка (организация массового производства, резкий рост оборота).
Венчурный бизнес требует наличия особого круга потенциальных инвесторов. Основными источниками венчурного капитала являются:
• частные инвесторы;
• малые инвестиционные компании;
• крупные корпорации;
• трастовые фонды;
• специальные государственные фонды и программы.
При этом на протяжении жизненного цикла венчурного предприятия степень рискованности проекта, рентабельности вложенного капитала и соответственно количество желающих инвестировать в данный проект изменяются (см. рис. 9.2). На стартовом этапе бизнеса, когда имеется только идея изобретателя, риск реализации неудачи в освоении новой технологии максимальный, круг инвесторов очень узок, однако потенциальная прибыль от вложений на этом этапе огромна.
Затем, по мере разработки технологии, появляется все больше информации о конечном продукте, риск вложений существенно снижается, потенциальная прибыльность проекта становится более очевидной, количество желающих вложить средства в проект увеличивается, среди них появляются стратегические инвесторы, нацеленные на захват контроля над предприятием, рентабельность вложений здесь снижается.
Когда же технология уже разработана и опробована на рынке, предприятие осваивает массовое производство нового товара. Здесь велика вероятность его слияния, присоединения или выкупа компании одним из стратегических инвесторов. Но даже если этого не происходит, венчурное предприятие все равно прекращает быть таковым, происходит его реорганизация в открытое акционерное общество, статус предприятия меняется с высокорискового на стабильно функционирующий и растущий.