Участники рынка технологий

Повышение роли технологий в развитии экономики заставляет по-новому взгля­нуть на эффективность крупных мультинациональных корпораций.

Большая часть доводов в пользу крупных размеров компаний в настоящее время не представляется убедительной. Сейчас даже такие ресурсы, как капитал и информация, во все большей степени становятся доступными мелким и средним фирмам. Суще­ственными преимуществами крупных корпораций являются экономия на масштабах, способность проводить интенсивные НИОКР, диверсифицировать производства, максимизировать прибыль на вложенный капитал, управлять международными про­ектами. Однако они недостаточно гибки и динамичны для того, чтобы своевременно разрабатывать новые идеи в сфере новейших технологий. Вообще, механизм крупной корпорации, ориентирующейся на массовое производство, — далеко не лучшая форма для быстрого освоения технических новшеств, а объективный процесс концентрации производства и капитала — одно из серьезных препятствий на пути научно-техничес­кого прогресса. Структуры крупных корпораций не приспособлены к поиску нововве­дений, а зачастую и к их внедрению в производство. Укрупнение отделений способ­ствует усилению бюрократизации и замедлению процесса принятия решений. Чем крупнее корпорация, тем очевиднее утрата ею черт «технологического первопроход­ца». Так, корпорация General Electric не заметила начала компьютерной революции.

В этом плане роль индивидуальных ученых, изобретателей и мелких инноваци­онных компаний в технологическом развитии остается незаменимой, в особеннос­ти на стадии зарождения идеи, ее концептуализации.Малая фирма, являясь наи­более мобильной формой организации бизнеса, выполняет роль генератора новых идей, которые не могут зародиться в научно-исследовательских коллективах в силу довлеющих там представлений и авторитетов, испытателя новых товаров, техноло­гий, освоение которых связано с высокой степенью неопределенности и риска.

Однако для разработки промышленной технологии или внедрения нового про­дукта в современное промышленное производство требуются промышленные ла­боратории, конструкторские бюро, технологические подразделения. В связи с этим углубляется разделение труда между индивидуальными изобретателями, предлагающими новые нетрадиционные идеи, мелкими и средними инновацион­ными компаниями, доводящими эти идеи до стадии практического применения, и крупными корпорациями, обеспечивающими использование новой технологии в массовом производстве. Наиболее распространенная схема процесса создания и освоения технологии представлена на рис. 9.1.

Мелкие инновационные компании в основном определяют предложение на современных рынках технологии. Наиболее распространенным способом реализации

Участники рынка технологий - student2.ru

Источник: И. Е. Артемьев. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.

Рис. 9.1. Процесс создания и освоения технологии

своего продукта для независимого изобретателя или мелкого бизнеса является про­дажа изобретения промышленной компании, заинтересованной в освоении новше­ства в производстве.

Таким образом, рыночная структура на начальном этапе воспроизводственного цикла технологии характеризуется, с одной стороны, огромным числом мелких инновационных фирм и индивидуальных изобретателей, генерирующих новые тех­нические идеи и стремящихся продать свои научно-технические результаты. На другой стороне находится большое число крупных промышленных компаний, гото­вых приобрести наиболее перспективные из них для применения в собственном производстве путем скупки патентов и лицензий, контрактации мелких фирм на условиях субподряда, найма владеющего технологией специалиста или приобрете­ния предприятия, где она успешно используется.

Значительную роль в осуществлении связи между различными участниками про­цесса воспроизводства технологии играют посреднические фирмы. Брокеры и посреднические фирмы в торговле технологиями появились в 1960-1970-х гг.4 Их появле­ние связано с проблемами перепроизводства научных знаний, когда в условиях посто­янного расширения научных исследований значительно увеличился разрыв между количеством создаваемых научно-технических достижений и возможностями при­менения их в производстве. В результате значительная часть потенциально полезных технологий не применяется не только по причине экономической неэффективности, но и в значительной степени из-за того, что потенциальные потребители не знают о ее существовании. Посреднические фирмы создают базу данных имеющихся и разраба­тываемых технологий, помогают решить проблему поиска партнеров, заинтересован­ных в продаже/приобретении той или иной технологии, создают своим клиентам ус­ловия для общения продавца и покупателя посредством компьютерной связи в режиме реального времени.

4И. Е. Артемьев. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.

Посреднические фирмы являются необходимым атрибутом развитых рынков технологии. Их значение состоит в том, что они:

• обслуживают научно-технический обмен;

• способствуют повышению скорости распространения нововведений в эконо­мике;

• способствуют увеличению отдачи от капиталовложений в НИОКР.

Помимо посреднических фирм элементом инфраструктуры, способствующей распространению новых технологий, является расширение практики проведения всевозможных выставок, ярмарок, на которых изобретатели и мелкий инноваци­онный бизнес могут продемонстрировать свои достижения в различных отраслях знаний.

Венчурный бизнес

Трансформация научно-технического достижения от первоначальной идеи до вне­дренной в массовое производство технологии осуществляется, как правило, венчурным бизнесом.

Венчурные инвестиции опаснее вложений в уже функционирующее и растущее предприятие, так как они связаны со следующими основными рисками:

• высокая степень технической неопределенности в создании продукта;

• технологически совершенный продукт может не соответствовать рыночному спросу;

• управленческая команда может не иметь квалификации или опыта.

Эти дополнительные риски оправдываются тем, что реализация научно-техни­ческого проекта, являющегося объектом вложения, изначально оценивается как высокоприбыльная.

Сущность венчурного бизнеса как высокорискованной и потенциально высоко­прибыльной деятельности определяет следующие особенности его функциониро­вания:

• объектом капиталовложений являются рискованные проекты;

• осуществляется портфельное управление капиталом;

• значительная часть вложений вкладывается в уставный капитал инноваци­онных фирм;

• венчурный капиталист принимает активное участие в управлении проектом или по крайней мере обеспечивает себе надежный контроль;

• реализуется гибкий механизм согласования интересов инвесторов и менед­жеров в зависимости от этапа развития проекта;

• изначально определяется способ выхода из бизнеса венчурного капиталиста в фазе зрелости проекта.

Можно выделить следующие основные этапы венчурного бизнеса:

1) старт (от организации предприятия до выпуска опытной партии продукции (НИОКР, капитальные вложения, опытное производство));

2) вывод продукции на рынок (увеличение оборотного капитала);

3) завоевание рынка (организация массового производства, резкий рост обо­рота).

Венчурный бизнес требует наличия особого круга потенциальных инвесторов. Основными источниками венчурного капитала являются:

• частные инвесторы;

• малые инвестиционные компании;

• крупные корпорации;

• трастовые фонды;

• специальные государственные фонды и программы.

При этом на протяжении жизненного цикла венчурного предприятия степень рискованности проекта, рентабельности вложенного капитала и соответственно количество желающих инвестировать в данный проект изменяются (см. рис. 9.2). На стартовом этапе бизнеса, когда имеется только идея изобретателя, риск реали­зации неудачи в освоении новой технологии максимальный, круг инвесторов очень узок, однако потенциальная прибыль от вложений на этом этапе огромна.

Затем, по мере разработки технологии, появляется все больше информации о конечном продукте, риск вложений существенно снижается, потенциальная при­быльность проекта становится более очевидной, количество желающих вложить средства в проект увеличивается, среди них появляются стратегические инвесто­ры, нацеленные на захват контроля над предприятием, рентабельность вложений здесь снижается.

Когда же технология уже разработана и опробована на рынке, предприятие осва­ивает массовое производство нового товара. Здесь велика вероятность его слияния, присоединения или выкупа компании одним из стратегических инвесторов. Но даже если этого не происходит, венчурное предприятие все равно прекращает быть таковым, происходит его реорганизация в открытое акционерное общество, статус предприятия меняется с высокорискового на стабильно функционирующий и рас­тущий.

Наши рекомендации