Сущность банкротства и методы его определения
Банкротство - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность предприятия-должника (за исключением казенных) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Сущность банкротства заключается в том, что это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств. Следовательно, банкротство скрывает в себе возможности развития нового бизнеса, а также оздоровления экономики за счет ухода с рынка нежизнеспособного предприятия. Поэтому знаменателен основной подход, который прослеживается в различных национальных законодательствах по банкротству: они снисходительно относятся к «естественному» банкротству, которое в большинстве случаев является результатом «естественного отбора» в конкурентной борьбе, и нетерпимо — к преднамеренному, «ложному» или злостному (злонамеренному) банкротству.
Методы определения банкротства:
Известны два основных подхода к предсказанию банкротства:
Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: Метод Э.И. Альтмана;
Модель Спрингейта;
Модель Таффлера;
Модель Creditmen;
Метод Лиса.
Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.
Первый подход, бесспорно эффективный при прогнозировании банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться "творчески обработанными". Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время, как другие – давать основания для заключения о стабильности или даже некотором улучшении. В таких условиях трудно судить о реальном состоянии дел.
Второй подход основан на сравнении признаков уже обанкротившихся компаний с таковыми же признаками "подозрительной" компании. За последние 50 лет опубликовано множество списков обанкротившихся компаний. Некоторые из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство списков не упорядочивают эти данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о последовательности. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).
32. Информация в финансовом менеджменте: понятие и требование к информации, принципы учета.
Информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся.
С одной стороны информация является предметом труда менеджера, а с другой продуктом его труда (управленческое решение).
Требования к информации используемой в принятии финансовых решений:
· полезность - можно использовать для принятия обоснованных решений;
· актуальность - реальное отражение в каждый момент времени состояния среды организации;
· своевременность - если информация получена позже необходимого срока, она уже не может повлиять на принятие решения;
· достоверность (правдивость, а для бухгалтерского учета точность) - достаточно точное воспроизведение объективного состояния среды. Учитывая условия конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных и отсутствия фальсификаций. Важным средством борьбы против дезинформации являются множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость;
· релевантность - отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными. Это требование к информации взаимосвязано с требованием целенаправленности данных - их ориентация их на конкретные цели и задачи;
· полнота (достаточность) - учет всех необходимых данных, необходима для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие среды;
сопоставимость (согласованность и информационное единство) - возможность сопоставлять данные разных временных периодов и разных объектов наблюдения по сходным информационным группам, информацию вторичную и первичную.
К принципам учета относятся:
· Принцип двойной записи - каждая операция записывается дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
· Принцип экономической единицы учета, в соответствии с которым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности, отделяется от собственников или других единиц.
· Принцип периодичности - предприятие периодически должно отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности за соответствующие периоды (месяц, квартал, год и др.) и наиболее полно и объективно отражать хозяйственные факты в условиях рынка.
· Принцип функционирующего предприятия (продолжающейся деятельности), который означает, что предприятие будет продолжать свою деятельность.
· Принцип денежной оценки, который означает использование денежного измерителя в качестве универсального. При этом могут применяться следующие методы оценки:
а) фактическая себестоимость - первоначальная сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве этих средств;
б) текущая восстановительная себестоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае замены каких-либо средств;
в) текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи средств или их ликвидации;
г) чистая стоимость реализации - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть получена или уплачена при реализации средств или погашении обязательств; как правило, эта стоимость равна цене реализации за вычетом расходов по реализации;
д) дисконтированная стоимость - произведенная стоимость будущих денежных поступлений или их эквивалентов с учетом альтернативных возможностей инвестирования.
· Принцип (метод) начислений - предполагает доходы и расходы относятся к тому периоду, в котором были произведены, если даже денежные средства еще не перечислены на счет продавца за отгруженную продукцию.