Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

Понятие и предмет налогового права

Налоговое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих многоаспектные и комплексные общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.

Еще налоговому праву можно дать определение, как совокупности финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения, то есть отношения, связанные с осуществлением сбора налогов и других платежей, организацией и функционированием органов налогового контроля и налогообложением на всех уровнях власти и самоуправления.

Налоговое право имеет свой предмет в качестве которого традиционно рассматривается вид общественных отношений. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Она обусловлена экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей в части общественного продукта.

Метод налогового права

Метод правового регулирования – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Основным методом в налоговом праве является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщика).

Особенности проявления императивного метода:

1) доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, которые возникают при налогообложении

2) ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими по своему усмотрению приобретать права и обязанности и определять их содержание

3) юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в развитии содержания их правосубъектности. Государство как субъект налогового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения

4) тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

В настоящее время все большее количество ученых отмечают, что помимо традиционного метода властных предписаний, существует и диспозитивный метод правового регулирования. Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности поведения в рамках налогового законодательства.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым Кодексом (НК) признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК и таможенным законодательством Таможенного союза.

Наши рекомендации