Бюджетный процесс Российской Федерации и его участники. Стадии бюджетного процесса
Понятие бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их бюджетные полномочия. Стадии бюджетного процесса и их характеристика. Порядок принятия и обнародования федерального закона о федеральном бюджете. Особенности разработки федерального бюджета на современном этапе.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями – правами и обязанностями участников бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, представительные (законодательные) и исполнительные органы власти, Банк России, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетополучатели, контрольно-счетные органы.
В России время процесса исполнения бюджета – бюджетный период – установлен с 1 января по 31 декабря, то есть совпадает с календарным годом.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ за 1 год до начала планируемого периода. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.
Совет Государственной Думы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах проект федерального закона с замечаниями и предложениями депутатов вносится на обсуждение Государственной Думы, которая обсуждает его в трех чтениях. Принятый Государственной Думой проект федерального закона о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации. После его рассмотрения и принятия Советом Федерации он передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования
Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов. Все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отчет об исполнении федерального бюджета, а также территориальных бюджетов за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган.