Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг

Нормативно-правовой основой регулирования рынка ценных бумаг является действующее законодательство федеральных законов:

· Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

· Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

· Федеральных закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

· Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и т. д.

· Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности"

· Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)"

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также направлен на защиту прав и интересов акционеров.

· Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"

· Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, Законом определено понятие "эмиссионная ценная бумага", установлены требования к эмиссионным ценным бумагам, которые являются объектом массовых сделок на рынке ценных бумаг. Даны также определения видов лицензируемой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности но ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Закон направлен также на защиту интересов инвесторов, для этого в нем введено понятие "раскрытие информации", установлены формы раскрытия информации и состав информации. В отношении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Законом установлены определенные ограничения и ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента. Введены нормы об ответственности участников рынка ценных бумаг за нарушения законодательства в области рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Федеральных закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее - инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг) и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Настоящий Федеральный закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести в Российской Федерации к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что коммерческие банки являются не просто участниками рынка ценных бумаг – покупая или продавая ценные бумаги, наибольшая их часть выполняет функции профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых также регламентируется данным Федеральным законом.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)" в целом определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ, но также направлен на регламентацию деятельности Банка России на рынке ценных бумаг как участника и как регулирующего органа.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг. Закон позволил внедрить на российский рынок ценных бумаг новый финансовый инструмент, связанный с так называемой секьюритизацией – формой привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотечными активами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Одной из острейших проблем современного рынка ценных бумаг является неправомерное использование инсайдерской информации для совершения сделок с финансовыми инструментами и товарными активами, а также манипулирование рынками. По российскому законодательству инсайдерской признается информация, которая имеет следующие признаки: точная и конкретная, не известна широкому кругу лиц, в случае раскрытия может оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг, включена в перечень инсайдерской информации, утвержденной эмитентом ценных бумаг. Следует отметить, что перечисленные признаки инсайдерской информации являются также требованиями законодательства.

Любой закон об инсайдерской информации призван контролировать привилегированное обладание такой информацией одних инвесторов перед другими и недопущения неравенства игроков на рынке ценных бумаг

Например, нефтедобывающая компания, проводя обычные исследования, обнаруживает новое месторождение со значительными запасами. Этой информацией в компании владеет узкий круг лиц: члены правления, директора и инженеры, проводившие нефтяные изыскания. Разработки продолжаются, а указанные лица прямо либо косвенно начинают скупать акции компании. Позже информация попадает в прессу, и рынок реагирует ростом стоимости акций этой компании. Возможно, обычный инвестор, зная о таких фактах, не продавал бы акции по текущей цене.

Подобные действия нарушают механизмы рыночного ценообразования на организованных рынках и наносят существенный вред интересам граждан и юридических лиц, интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников. Целью указанного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма, который способствует предотвращению, выявления и пресечению злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что значительное воздействие на активность участников рынка и процессы развития в целом может оказывать установленный порядок налогообложения. С 1 января 2010 г. согласно ст. 214.1 НК РФ значительно изменен порядок налогообложения физических лиц, а также введен ряд льгот на исчисление налога. Например, ранее в НК РФ особенности налогообложения предусматривались только для операций с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися па организованном рынке цепных бумаг, а также с финансовыми инструментами срочных сделок, которые рассчитывались организаторами торговли, т.е. на бирже. Доходы по указанным операциям подлежали налогообложению с уменьшением на сумму произведенных расходов. Но данная норма не распространялась на участников рынка, которые осуществляли операции с финансовыми инструментами, не обращающимися на бирже, чем существенно ущемляла их как налогоплательщиков. В новой редакции статьи предусмотрена возможность учитывать сумму произведенных расходов.

Кроме того, сумма понесенного расхода будет учитываться при проведении маржинальных операций (операции займа с ценных бумаг, предоставленных брокером). Если ранее при налогообложении учитывались только доходы, вырученные от реализации ценных бумаг, полученных в заем, то теперь будут учитываться расходы, связанные с продажей и обратным выкупом на дату обратного выкупа ценных бумаг.

Изменения в налогообложении позволяют уменьшить сумму дохода от продажи ценных бумаг, полученных в порядке дарения или наследования, на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг, которые понес наследодатель или даритель этих ценных бумаг и с которых был исчислен и уплачен налог.

Еще одним преимуществом стала отмена налога с доходов, получаемых от реализации акций российских организаций, при соблюдении одного из следующих условий:

– акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на бирже в течение всего срока владения ими;

– акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на бирже в течение всего срока владения и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Безусловно, такие вводимые налоговые льготы прежде всего направлены на привлечение на рынок ценных бумаг индивидуальных инвесторов, в качестве которых выступают физические лица, и способствуют развитию инвестиций в экономику.

Важным законом, с точки зрения содействия развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в России следует считать Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ "О центральном депозитарии". Он устанавливает особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за деятельностью центрального депозитария. Принятие данного Закона способствует снижению рисков инфраструктуры рынка, гак в особое внимание в нем уделено управлению рисками Центрального депозитария, в частности определен минимальный размер собственных средств, установлена обязанность управления рисками и проведения операционного аудита по международным стандартам. Например, в ряде стран уже давно были созданы централизованные системы расчетов как по биржевым, так и по внебиржевым сделкам с ценными бумагами. Примерами централизованной учетной системы являются учетные центры Евроклир и Клирстрим, учет η которых гарантирует окончательность расчетов и удостоверяет нрава на собственность ценных бумаг. Для развития рынка и привлечения новых инвесторов, в особенности иностранных, важно, чтобы инфраструктура была удобной и несла минимальные риски для инвесторов.

Рынок ценных бумаг – один из самых сложных сегментов рыночной экономики. Современный этап нормативного регулирования ценных бумаг и фондового рынка в России начался еще в 1990 г., и с тех пор соответствующая нормативная база находится в постоянном развитии, становясь год от года объемнее и сложнее.

Виды рынка ценных бумаг:

· На первичном рынке ценных бумаг производится их размещение, т. е. отчуждение ценных бумаг (как правило, эмиссионных) эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Иными словами, заключаются сделки между эмитентом и инвесторами, которые становятся первыми владельцами ценных бумаг. Первичный рынок не существует постоянно: периодически производится эмиссия эмиссионных ценных бумаг различными эмитентами. Бывают времена, когда эмиссий много и когда нет никаких эмиссий,

· На вторичном рынке идет обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги). Сделки заключаются между инвесторами.

Субъектами рынка ценных бумаг являются перечисленные ниже лица.

эмитенты – лица, которые выпускают ценные бумаги;

инвесторы – лица, которые инвестируют денежные средства в ценные бумаги;

профессиональные участники – профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также лица, которые оказывают услуги, тесно связанные с данным рынком (управляющие компании активами фондов, спецдепозитарии, а также биржи);

регулятор – Центральный банк Российской Федерации (ранее регуляторами были Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и сменившая ее Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, осуществляющие на профессиональной основе виды деятельности на рынке ценных бумаг, определенные в главе 2 Федерального закона «О рынка ценных бумаг». К ним относятся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представляет собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, учрежденные в целях обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Государство в лице своих органов власти, с одной стороны, может выступать в роли эмитента, инвестора и даже профессионального участника рынка ценных бумаг, а с другой стороны, осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг с помощью издания нормативно-правовых актов, деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам и т. д.

Выделяют несколько видов ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

2) размещается выпусками;

3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Неэмиссионные ценные бумаги — ценные бумаги, не отнесенные к эмиссионным.

Эмиссионные ценные бумаги в отличие от неэмиссионных являются стандартными, так как внутри одного выпуска ценные бумаги равны между собой. Например, владелец облигации номиналом 1000 руб. имеет абсолютно такой же объем прав по отношению к эмитенту облигаций, как и владелец другой облигации того же выпуска. Напротив, права по двум закладным в отношении различных предметов залога различны (как по сумме, так и по правам залога).

К эмиссионным ценным бумагам относятся:

• Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерном обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;

• Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента;

• Опцион – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента опциона по цене, определенной в опционе.

Эмиссионные ценные бумаги делятся на:

• именные ценные бумаги – ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца (например, акция, опцион);

• ценные бумаги на предъявителя – ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца (облигации, вексель и др.).

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются в следующих формах:

• документарная – форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги;

• бездокументарная – форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

2. Неэмиссионные ценные бумаги:

• Вексель – ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении определенного срока определенную денежную сумму его владельцу;

• Банковский сертификат – ценная бумага, письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении определенного срока суммы депозита и процентов по нему и др.

Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.

В инфраструктуру рынка ценных бумаг входят следующие звенья:

1. Нормативно-правовая основа функционирования рынка ценных бумаг

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

3. Организации. Оказывающие информационные услуги участникам рынка ценных бумаг

4. Организации, печатающие сертификаты ценных бумаг;

5. Организации, оказывающие юридические услуги участникам рынка ценных бумаг и т. д.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг признаются лица, осуществляющие один из видов деятельности, указанных в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг».

Брокер – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

В случае, если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к причинению клиенту убытков, брокер обязан возместить их в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Дилер – юридическое лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Управляющий – юридическое лицо, осуществляющее от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

• ценными бумагами;

• денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

• денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и договорами.

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Клиринговая организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Депозитарий – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг.

На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

Депозитарий имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги депонентов (то есть становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это прямо не запрещено депозитарным договором.

Депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

Депозитарий в соответствии с депозитарным договором имеет право на поступление на свой счет доходов по ценным бумагам, хранящимся с целью перечисления на счета депонентов.

Регистратор (держатель реестра) – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг – юридическое лицо, предоставляющее услуги, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Статья 10 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» устанавливает следующие правила совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг:

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, то есть юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» устанавливает ряд требований к порядку создания фондовой биржи. Так, фондовая биржа может быть создана в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 процентов и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 процентов и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов (ст. 11 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет также ряд требований к деятельности фондовой биржи.

1. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. Таким образом, фондовая биржа является субъектом исключительной компетенции.

2. Фондовая биржа действует на основе лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам РФ.

3. Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Не допускаются неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам (ст. 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

4. Фондовая биржа обязана утвердить:

а) правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;

б) правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга / делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.

Фондовая биржа обязана регистрировать указанные документы в Федеральной службе по финансовым рынкам.

5. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

6. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию в соответствии с законодательством.

7. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

9. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/пз-н установлены требования к порядку управления фондовой биржей.

1. Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. Не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям:

а) не являться на момент избрания и в течение 1 года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи;

б) не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;

в) не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи;

г) не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи;

д) не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи;

е) не являться представителями государства.

2. Фондовая биржа должна иметь коллегиальный исполнительный орган управления.

3. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.

4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

5. Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т. п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее – совет секции).

Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, принимаемых биржей, заключения отдела по листингу о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством).

Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее 5 членов.

Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством).

Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить 2 и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.

На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

6. На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи.

Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям, установленным законодательством и фондовой биржей, при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.

Споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Наши рекомендации