Расчеты в финансовом секторе (между банками) 4 страница
===443===
рации по корсчетам "ЛОРО" и "НОСТРО" также должны проводиться в один календарный день. Рассмотрим, как данное требование достигается при перечислении средств через корсчет, открытый в подразделении расчетной сети Банка России. Банк-отправитель, перечисляя средства с этого счета, одновременно зачисляет их на активный счет № 30221 "Незавершенные расчеты банка". Списание сумм проводится после получения подтверждения в соответствии с ДПП в корреспонденции со счетом "НОСТРО" (при подкреплении счета банком-респондентом) или по счету "ЛОРО" (при возврате средств банком-корреспондентом со счета "ЛОРО"). В банке-исполнителе платежа при несовпадении ДПП с датой зачисления средств на корсчет в подразделении расчетной сети Банка России операция по этому счету совершается в корреспонденции со счетом №30222 "Незавершенные расчеты банка". В день наступления ДПП средства с последнего списываются в корреспонденции с соответствующими счетами "ЛОРО" или "НОСТРО".
Межбанковский клиринг
Главным направлением развития межбанковских расчетов в России является широкое распространение клиринга, а затем на этой базе — банковских организаций типа "банк банков".
Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами (международный валютный клиринг).
Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития банковской системы, модели ее построения и других факторов.
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть: локальным - между банками какого-либо региона либо между банками определенной банковской группы и Гили) между филиала-ми одного банка (внутрибанковским-): общегосударственным - в пределах всей страны.
В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия можно выделить совершаемые клиринги: 1) через учреждения центрального банка и крупнейшие коммерческие банки; 2) через специальные межбанковские организации - расчетные (клиринговые) палаты и жиросети (жироцентрали); 3) через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка - при расчетах между его отделениями (филиалами) - внутрибанковский клиринг.
Все эти способы проведения межбанковских клиринговых расчетов тесно взаимосвязаны. Конечное сальдо в любом случае оплачивается с корсчетов коммерческих банков, открытых в центральном банке.
Прообразами клиринговых банков в России явились такие мощные структуры, как Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Волго-Вятский Промстройбанк. Создав расчетные центры, они постепенно перешли к проведению части платежей посредством зачета.
Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.
===444===
Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков-участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.
Банковский клиринг тесно связан с межхозяйственным во многом благодаря тому, что зачитываются взаимные платежи клиентов, происходит зачет платежей банков.
Как уже отмечено, платежи могут проводиться на валовой либо на чистой основе. В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно^ во втором - банки-участники дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, одного операционного дня). В конце периода проводятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) или тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет).
Рассмотрим пример потоков межбанковских переводов на валовой и чистой основе (при дву- и многостороннем зачетах). Пусть в расчетах участвуют шесть банков (табл. 14.5; 14.6).
Таблица 14.5 Матрица расчетов для банков
===445===
Таблица 14.6. Средства, необходимые для гарантированного проведения платежей в различных расчетных системах
Таким образом, для гарантированного совершения всех платежей со всеми банками каждому из них необходимо резервировать наименьшую (почти в 10 раз по сравнению с валовой основой) сумму средств при расчетах на основе многостороннего взаимозачета (клиринга).
По данным итальянской статистики, окончательные расчеты по принципу многостороннего клиринга составляют примерно 20% общей суммы этих операций.
Функции учета взаимных обязательств участников клиринговой системы выполняет КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА, которая является формальным или неформальным соглашением между банками об обмене платежными инструментами (в бумажном или электронном виде) в определенном месте и в определенное время.
Окончательный расчет по клирингу осуществляется расчетным агентом. Роль последнего состоит в том, чтобы в ходе взаимозачета получать платежи по расчетам отнетто-дебиторов и переводить средства на счета нетто-кредиторов. Кроме того, расчетный агент может выполнять и другие банковские операции, например, предоставлять кредиты для завершения расчетов и хранить залог для обеспечения обязательств по расчетам. Расчетный агент назначается или избирается членами клиринговой палаты.
Процесс взаимозачета обязательств сторон - участников клиринговой системы носит название клирингового сеанса. Он проводится клиринговой палатой несколько раз в течение дня в заранее установленное время и служит для исчисления промежуточного или итогового сальдо каждого члена палаты.
В большинстве стран приняты два варианта окончательного расчета по счетам при многостороннем чистом клиринге.
"Классический" вариант предусматривает урегулирование рассчитанного клиринговой палатой итогового сальдо каждого из ее членов по книгам центрального банка. В этом случае каждому банку - участнику
===446===
системы взаимозачета в клиринговой палате открываются транзитные счета-позиции, деньги на которых фактически отсутствуют Остатки на таких счетах всегда равны нулю. Транзитный счет существует для учета обязательств и требований и ведется по каждому банку на основе поступающих и обрабатываемых документов. По данным этого счета выводится итоговое сальдо банка (оно может быть как дебетовым, так и кредитовым), которое затем передается на основные корсчета членов клиринговой палаты, находящиеся в центральном банке.
У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде всего она значительно упрощает процесс расчетов. Кроме того, центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение которых является нестабильным, или участников, деятельность которых связана с высоким уровнем риска. Причем в большинстве стран коммерческим банкам разрешено использовать клиринговые счета в центральном банке для выполнения резервных требований.
Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе "авансирования". Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки - участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь, клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в центральном банке.
Кроме того, банки - участники клиринговой системы создают в клиринговой палате страховой (резервный) фонд для непрерывного осуществления взаимных расчетов. Клиринговая палата имеет право в случае образования дебетового сальдо у какого-либо из своих членов выдать ему краткосрочный кредит за счет указанного фонда.
На основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов клиринговая палата ежедневно вносит соответствующие изменения в баланс каждого банка-участника. Информация об изменениях остатков средств клиринговой палаты по итогам работы за день поступает в центральный банк и относится на корреспондентский счет клиринговой палаты, а сведения по корреспондентским счетам банков передаются членам клиринговой системы.
Таким образом, в данном случае функции клиринговой палаты и расчетного агента осуществляются в рамках одного учреждения. Недостаток такого метода заключается в большем риске, чем при расчетах по книгам центрального банка.
Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет проводить расчеты практически мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-телекоммуникационные системы: "клиент-банк", "банк-филиал", "банк-клиринговый центр".
Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему.
===447===
Организация подобных систем, помимо их прямого назначения, способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации, улучшается ведение учетно-операционной работы, а со стороны центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный контроль за состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо в силу автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.
Развертывание банковских корреспондентских связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов, подавляющую часть которых (до 80%) в развитых странах составляет клиринг, позволили приступить в России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и программных продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммерческие банки, клиринговые центры (КЦ) локального характера.
Высокий уровень рисков обусловил лицензирование частной клиринговой деятельности со стороны ЦБ РФ. В феврале 1993 г. Департаментом информатизации ЦБ РФ были утверждены Временное положение о клиринговом учреждении и Временное положение о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям. С их утверждением российские клиринговые центры получили официальное право на существование. Впоследствии нормативная база по клирингу была расширена.
КЦ необходимо было получить две лицензии: на совершение банковских (в том числе клиринговых) операций, поддерживающих выполнение клиринга, и техническую лицензию, подтверждающую готовность КЦ к включению в систему электронных расчетов.
Клиентами клирингового учреждения могли быть его учредители, а также другие коммерческие банки и иные кредитные учреждения.
Первым клиринговым учреждением в России стала Центральная расчетная палата (ЦРП). В начале 1993 г. ряд кредитных учреждений получил техническую лицензию ЦБ РФ на клиринговую деятельность, что дало им право проводить электронные платежи. 19 ноября 1993 г. четыре организации: Межбанковский финансовый дом (МФД), Московский клиринговый центр (МКЦ), Банковские информационные технологии (БИТ, г. Тула) и Финансовая группа Урала (ФГУ, г. Челябинск) получили первые банковские лицензии на право открытия и ведения счетов, проведения межбанковских расчетов и клиринговых операций.
В России также приняты две базовые модели клиринга. По первой классической модели клиринг производится без предварительного депонирования средств на счетах участников клирингового учреждения (эта схема разработана МФД). По второй - клиринг проводится с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении (ЦРП, БИТ, ФГУ). Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы осуществления платежей между банками к собственно клирингу.
===448===
К концу 1999 г. функционировали 14 частных клиринговых организаций, из которых по модели клиринга с предварительным депонированием средств работали 13 организаций. Большинство из них участвовало во внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетах, организуемых ЦБ РФ. В 1997 г. изменился статус клиринговых организаций. В соответствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности" были предоставлены постоянные лицензии небанковским кредитным организациям (НКО) и расширены их функции. Других НКО числилось 9.
В 1997-1999 гг. Банк России интенсифицировал работу по нормативно-правовому обеспечению деятельности небанковских кредитных организаций, введению в новый план счетов бухгалтерского учета соответствующих балансовых счетов для отражения клиринговых операций расчетных небанковских кредитных организаций.
Регистрация и лицензирование НКО осуществляются согласно инструкции ЦБ РФ от 23 июня 1998 г. №75-и "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями). Их деятельность регулируется Положением от 8 сентября 1997 г. № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации инкассации" (с изменениями и дополнениями). Согласно указанным нормативным документам расчетные НКО вправе осуществлять открытие и ведение банковских счетов и счетов юридических лиц, проводить расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения НКО могут обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, проводить операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме. НКО не вправе привлекать средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Расчетные НКО вправе предоставлять кредиты клиентам на завершение расчетов по сделкам на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности в установленных нормативами пределах (при этом кредитование за счет созданных участниками расчетов резервов осуществляется НКО в рамках предоставленных участниками полномочий). Свободные денежные средства расчетные НКО вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги федерального правительства, отнесенных ЦБ РФ к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах ЦБ РФ и кредитных организациях, осуществляющих проведение расчетов. Минимальный размер капитала небанковских кредитных организаций установлен в эквиваленте 100 тыс. евро.
===449===
Таким образом, НКО и банки могут существенно дополнить друг друга. Однако в отличие от банковской деятельности деятельность небанковских кредитных организаций не связана ни с какими рисками, кроме операционных. Любого рода инвестиции НКО запрещены. Им запрещено даже открывать счета "НОСТРО" (активные корсчета) в банках. Такие счета могут открываться только в ЦБ РФ или в НКО. Размещать свободные средства НКО могут только в депозиты в ЦБ РФ. При этом поскольку НКО не имеют права проводить операции, связанные с вложением средств в рискованные активы, ЦБ РФ установил для них более мягкие нормативы и требования по регулированию. Хотя комиссии НКО больше банковских, эти потери компенсируются скоростью расчетов и надежностью. НКО не заинтересованы в том, чтобы платежи зависали на их счетах, что выгодно банкам. К тому же клиент может быть уверен, что деньги не окажутся инвестированными в какой-либо проект. Задача небанковских кредитных организаций как раз в том, чтобы за счет быстроты и эффективности расчетов максимизировать объем свободных средств у клиентов для их сознательного инвестирования, например, в реальный сектор экономики.
Управление межбанковскими платежными рисками
По мере развития в России межбанковских расчетов формируется и система управления межбанковскими платежными рисками.
В течение первых трех лет их внедрения действовал относительно льготный режим поддержания ликвидности коммерческих банков для обеспечения непрерывности расчетов с корсчетов. В частности, порядок проведения расчетов допускал образование дебетового сальдо (овердрафта) на корреспондентском счете (субсчете филиала) в РКЦ. Вместе с тем "цена" такой "льготы" была высокой: уплачиваемые проценты за овердрафт до 1 июля 1994 г. были вдвое выше ставок по срочным централизованным кредитам ЦБ РФ и доходили до 420% годовых. Однако даже такие высокие ставки не обеспечили предотвращения овердрафта, суммы которого и число банков, их допустивших, непрерывно росли почти до конца 1994 г. К концу 1993 г. овердрафт имели 200 банков России, на 1 января 1994 г. размер его составил 404,1 млрд руб., на 1 октября 1994 г. - 588,7, на 1 января 1995 г. - 347,3 млрд руб. К началу 1994 г. дебетовое сальдо отсутствовало в 47 регионах России, а 1995 г. - в 63. Десятки банков имели его в течение нескольких месяцев.
Причины дебетового сальдо: невозврат кредитов банкам их клиентами, нарушения банков в процессе проведения впутрибанковских расчетов, когда заведомо допускались дебетовые остатки по счетам клиен-тов. несвоевременное зачисление средств банкам из-за задержек в расчетах, длительное невозмещение из бюджета коммерческим банкам разницы в процентах за льготные кредиты. Обвальный кризис рынка МБК в августе 1995г. также привел к образованию овердрафта у ряда банков.
В условиях дальнейших кризисов формировалась уже картотека к корсчетам по неоплаченным расчетным документам из-за отсутствия на них средств.
===450===
ЦБ РФ отказался от ранее действовавшего "автоматического" предоставления овердрафта, усилил ответственность банков за поддержание необходимого размера остатка на корсчете. Возможности поддержания ликвидности банков со стороны Банка России были расширены посредством введения ломбардного кредитования, внутридневных и однодневных кредитов для завершения расчетов.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" самый главный признак инициирования дела о банкротстве этих организаций - задержка платежей. В связи с кризисом 1998 г. она растет. Так, по московским банкам картотека неоплаченных документов увеличилась к середине 1999 г. в 3 раза по сравнению с уровнем на начало этого года и составила 18,3 млрд руб. (2% пассивов).
В самый острый период августовского (1998 г.) кризиса было принято решение провести многосторонний клиринг обязательств банков и их филиалов при одновременном внеочередном регулировании обязательных резервов. Основные цели этой акции; восстановление взаимного доверия между клиентами и банками, ускорение межбанковских расчетов и осуществление клиентских платежей. После предварительной подготовки осенью 1998 г. Банком России были проведены три многосторонних клиринга взаимных обязательств банков - по состоянию на 18 сентября, 25 сентября и на 2 октября 1998 г. В итоге были погашены задержанные платежи на сумму более 30 млрд руб., при этом величина фонда обязательных резервов сократилась на 7,1 млрд руб. Помимо Москвы и Московской области клиринг проводился и во многих других регионах, в которых удалось почти полностью ликвидировать картотеку просроченных платежей. К участию в многостороннем клиринге были допущены все банки и их филиалы, кроме тех, в которых работала временная администрация Банка России или рассматривался вопрос об отзыве у банка лицензии. В ходе многостороннего межбанковского клиринга в Москве и Московской области по данным Банка России получены следующие результаты (табл. 14.7).
Таблица 14.7
===451===
Наряду с положительными результатами в ходе проведения многостороннего клиринга были выявлены и отдельные недостатки. Основной из них состоял в том, что в ряде регионов (в частности, в дотационных) отсутствовал встречный поток платежей, а это сделало клиринг неэффективным. Второй недостаток - разнотипность используемых в территориальных учреждениях Банка России программно-технических средств, что затрудняло применение единого алгоритма оптимизации платежей и замедляло проведение зачета.
В целом система управления межбанковскими .платежными рисками в России пока еще слабо разработана. Она содержит в себе целый ряд правовых а также технических и экономических аспектов.
Технические аспекты состоят в создании Банком России условий доступа банков к информации по своим счетам в режиме реального времени в течение дня и возможности на этой основе управлять своими активными и пассивными операциями.
На решение этой задачи нацелена Стратегия развития платежной системы России, утвержденная Советом директоров ЦБ РФ 1 апреля 1996 г.
Для ее реализации осуществляются мероприятия по совершенство-, ванию расчетных операций, переходу на более высокий технологичес-' кий уровень. Главными путями дальнейшей модернизации расчетов являются создание и внедрение новых банковских технологий и электронного документооборота, оптимизация расчетной сети Банка России, разработка унифицированных форматов расчетных документов.
Банком России 13 июня 1997 г. утверждена концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени, определяющая перспективы развития безналичных расчетов в Банке России. Концепция признана базовой составляющей Стратегии развития платежной системы России, включает цели и задачи системы, основные принципы действия и архитектуру, функции подразделений расчетной сети Банка России, взаимодействие с другими технологиями расчетов, применяемыми Банком России, этапы реализации, принципы управления рисками и ликвидностью. Она позволит унифицировать расчеты и сократить сроки проведения расчетных операций.
Основной целью системы валовых расчетов в режиме реального времени являются оперативное зачисление на счета кредитных организаций поступивших средств, предоставление возможности немедленного их использования.
Внедрение этой системы существенно изменит функции и ответственность территориальных учреждений Банка России и подведомственных им расчетно-кассовых центров. Исходя из Концепции 24 августа 1998 г. издано Положение о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России № 50-П.
Вместе с тем и банкам придется перестроить свою работу - исполнять платежи в момент поступления от клиентов, а не "собирать" их в течение дня, а вечером передавать в расчетную сеть Банка России. Кроме того, перед целым рядом банков могут возникнуть неожиданные проблемы. В условиях, когда у банка, испытывающего финансо-
===452===
вые затруднения, не найдется оснований даже для небольших задержек с перечислением средств, "проблемные банки" будут выявляться быстрее.
Проведение этих и других мер, развитие меж- и внутрибанковского клиринга вначале в экспериментальном порядке, а затем - по мере подготовки регионов -повсеместно позволит создать предпосылки для снижения потребности банков в средствах для обеспечения необходимой ликвидности, сократить объем нагрузки по расчетам, улучшить работу всей экономики в целом. Ведь ускорение расчетов всего на один день дает прирост ВВП от 1 до 2%.
В числе экономических аспектов управления межбанковскими платежными рисками следует отметить прежде всего целесообразность установления определенных критериев к допуску банков к участию в расчетах через клиринговые (государственные и частные) палаты, в частности размеров, платежеспособности, объемов, географического охвата платежей и др. Целесообразно предусмотреть возможность ограничения операций рамками двусторонних банковских расчетов, лимитами на объемы двустороннего и совокупного кредитования в пределах операционного дня.
Меры по ограничению рисков включают в себя введение экономических нормативов, регулирующих межбанковские корреспондентские отношения.
Ведущая роль в поддержании ликвидности коммерческих банков с целью обеспечения непрерывности расчетов принадлежит Банку России, располагающему огромными ресурсами в виде остатков средств банков на корсчетах РКЦ.
Как свидетельствует зарубежный опыт, особенно острой проблема овердрафта является в условиях широкого применения межбанковского клиринга. В этой связи там действует механизм оперативного доступа банков к своим резервным фондам (например, в виде "дисконтного окна'" ФРС в США или "кредита для хождения почты" в Германии)2 и контроля за их расходованием.
Решение данных проблем позволит, как это предусмотрено в стратегии, в дальнейшем объединить и хранить на одном счете (корсчете) в Банке России обязательные и добровольные резервы. Это принято во многих развитых странах. Соответственно банки смогут более эффективно использовать свои средства, проводить гибкую политику в их размещении на рынке кредитных ресурсов. Следует разработать и форму отчетности банков-агентов по расчетам при прямых корреспондентских отношениях о состоянии их межбанковских позиций по риску. Анализ и контроль на основе такой отчетности, особенно крупных банков, позволят предотвращать системные риски, ибо с позиции таких
+++1 Дисконтное (учетное) окно (discount window) - управление, имеющееся в каждом федеральном резервном банке США, которое ссужает банкам резервы на короткий срок.
2 "Кредит для хождения почты" - краткосрочный кредит для преодоления временных затруднений и покрытия краткосрочной ликвидности.
===453===
рисков наибольшую опасность представляет крах крупного банка. Передовыми российскими банками (Сбербанком РФ, Автобанком и др.) разработаны методики, позволяющие эффективно прогнозировать и контролировать состояние и динамику ликвидности в целом по банку (с учетом ликвидности филиалов) на базе управления корсчетами.
Решение различных правовых, технических, экономических и организационных проблем управления межбанковскими платежными рисками позволит минимизировать последние, облегчить расчеты, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ и направить высвободившиеся средства на рынки: ценных бумаг, валютные, межбанковских кредитов, а значит, способствовать дальнейшему развитию этих рынков, повысить рентабельность банков и эффективность проведения денежно-кредитной политики.
===454===