Постоянные затраты
Таблица 15
Производство, штук | ||||
Общие постоянные затраты | 25 000 | |||
Постоянные затраты на единицу продукции (штуку) | 16,7 | 12,5 |
Рис. 18. Постоянные затраты на единицу продукции (штуку)
Переменные затраты в связи с упрощенным их списанием на продукцию рассматриваются в качестве пропорциональных затрат. Суммарные пропорциональные затраты возрастают при увеличении уровня загрузки производственных мощностей (рис. 19).
Рис. 19. Общие пропорциональные затраты
В табл. 16 показано поведение суммарных и пропорциональных затрат на единицу продукции при различных объемах выпуска. При увеличении объемов производства переменные затраты возрастают в той же пропорции. Таким образом, переменные затраты на единицу продукции (штуку) остаются неизменными (рис. 20).
Таблица 16 Пропорциональные затраты
Производство, штук | ||||
Общие постоянные затраты | ||||
Постоянные затраты на единицу продукции (штуку) |
Рис.20. Пропорциональные затраты на единицу продукции (штуку)
ВЫВОДЫ
В противоположность расчетам на основе полных затрат расчет на основе сумм покрытия ориентирован на рынок. Расчет цен на продукцию на основе полных затрат зачастую приводит к невозможности ее реализации по таким ценам на рынке. При расчете на основе сумм покрытия мы начинаем с выручки от продажи и вычитаем из нее сначала переменные, а затем постоянные затраты, чтобы определить, какая прибыль или какой производственный результат остается у предприятия при продаже по рыночной цене. Такой расчет ориентирован на рыночные цены, которые формируются чаще всего конкурентами на рынке. При помощи расчета на основе сумм покрытия можно проводить независимое калькулирование цены продажи, задавая целевые значения сумм покрытия.
5.2. ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРОСТОЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?
Сумма покрытия представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами. Поэтому мы видим, какой вклад эта разность вносит в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Прибыль возникает только тогда, когда на-
копленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия. Табл. 17 дает представление об этих взаимосвязях.
Таблица 17