Правовые требования к составлению проектов бюджетов
Составление проекта бюджета — первая стадия в бюджетном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономически обоснованного проекта бюджета. Правовые основы составления проектов бюджетов определены в ст. 169—184 БК РФ. При этом, в ст. 184 БК РФ особо выделен порядок составления проекта федерального бюджета. В законах субъектов РФ, а также в постановлениях представительных органов местного самоуправления, посвященных бюджетному процессу, могут содержаться нормы, регулирующие порядок составления региональных и местных бюджетов.
В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерство финансов РФ, а на региональном и местном уровнях — финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проектов бюджетов различных уровней бюджетов системы РФ осуществляется не синхронно, а сдвинуто во времени. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года (ст. 184 БК РФ). В субъектах РФ и в муниципальных образованиях процесс составления проектов бюджетов сдвинут во времени на два—три месяца вперед, так как бюджеты этих уровней зависят от показателей федерального бюджет» в плане формирования их доходной части. Дополнительного времени требует и взаимоувязка бюджетов субъектов РФ с бюджетами входящих в них муниципальных образований. Еще больше процедурных сложностей можно наблюдать в так называемых сложных субъектах РФ, где на территории одного субъекта РФ находится один или несколько других (Тюменская область — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа; Пермская область — Коми-Пермяцкий АО и т.п).
Составление бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается, прежде всего, на политических и сугубо экономических документах. К политическим документам в бюджетном процессе относится Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
К сугубо экономическим документам, принимаемым во внимание на стадии составления проектов бюджетов, относятся: прогноз социально-экономического развития, сводный финансовый баланс территории, а также план развития государственного или муниципального секторов экономики (п. 3 ст. 172 БК РФ). Прогноз социально-экономического развития территории (Российской Федерации в целом, каждого субъекта РФ, муниципальных образований) — это базовый экономический документ, содержащий информацию о направлениях развития экономики и социальной сферы в регионе. Проект бюджета на планируемый финансовый год должен в денежной форме обеспечить реализацию показателей, зафиксированных в этом документе. Производность проекта бюджета от прогноза социально-экономического развития территории подтверждается тем, что изменение показателей последнего влечет изменение основных характеристик проекта бюджета (ст. 173 БК РФ). Баланс финансовых ресурсов как бюджетообразующий документ представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс оставляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории (ст. 175 БК РФ). План развития государственного или муниципального сектора экономики также является основополагающим для проектировки бюджета документом. Это связано с тем, что в названный сектор экономики выделяется значительная доля бюджетных ресурсов в форме бюджетных кредитов, ассигнований на выплату заработной платы и т.д. Кроме того, финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий могут являться источником неналоговых доходов бюджетов. Правовые требования к составлению плана развития государственного или муниципального сектора экономики определены в ст. 178 БК РФ.
Помимо вышеперечисленных политических и экономических документов в процессе составления проектов бюджетов используются сведения, которые в большей части финансовые органы одного уровня бюджетной системы получают от финансовых органов другого уровня бюджетной системы. К числу таких сведений относятся:
а) нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
б) предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; в) виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.
Важно подчеркнуть, что финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований не могут окончательно спроектировать свои бюджеты до тех пор, пока не получат вышеуказанные сведения соответственно от Министерства финансов РФ или финансовых органов субъектов РФ.
Вместе с тем, в процессе составления проектов бюджетов используются и другие сведения: а) действующее налоговое законодательство; б) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг; в) нормативы минимальной бюджетной обеспеченности1.
Составление проекта бюджета на каждом уровне бюджетной системы предполагает и составление проекта закона (решения) о бюджете. В ст. 181 БК РФ определены требования к проекту закона (решения) о бюджете. В юридическом аспекте это есть требования законодательной техники, которые должны быть соблюдены при составлении проекта закона (решения) о бюджете.
Законодательно установлен состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете. Так, в проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета, нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета; а также иные показатели, определенные БК РФ, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
Проект бюджета составляется строго в соответствии с бюджетной классификацией, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Органы, составляющие бюджет, вместе с проектом бюджета и проектом закона (решения) о бюджете подготавливают еще целый ряд дополнительных материалов, предусмотренных ст. 182 БК РФ, а также законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.
На федеральном уровне стадия составления проекта бюджета характеризуется тем, что здесь проект федерального бюджета составляется совместно с проектами бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год. Точнее, на федеральном уровне правлениями Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ составляются проекты бюджетов этих внебюджетных фондов и представляются Правительству РФ для последующего внесения в Государственную Думу РФ (ст. 145 БК РФ). Одновременно Правительство РФ утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу (п. 9 ст. 184 БК РФ).
На уровне субъектов РФ правления территориальных фондов обязательного медицинского страхования составляют проекты бюджетов этих фондов для последующего их внесения в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.
Бюджетная классификация
Составление и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.
Бюджетная классификация необходима для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Иначе говоря, — для того, чтобы в бюджетах разного уровня бюджетной системы можно было легко найти расходы, выделяемые на одни и те же цели, или доходы, поступающие из одного и того же источника.
Бюджетная классификация имеет очень важное значение в бюджетном процессе, а точнее — на стадии составления и исполнения бюджетов. Именно" на этих стадиях бюджетного процесса возникает необходимость сопоставления показателей различных доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В силу значимости бюджетной классификации для бюджетного процесса ее понятие и состав определены в БК РФ (ст. 18—27) и конкретизированы в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской федерации» от 15 августа 1996 г. с изменениями и дополнениями'.
Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов РФ;
— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
— экономическую классификацию расходов бюджетовРФ;
— классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
— классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
— классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Из всех вышеперечисленных видов бюджетной классификации РФ едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы являются:
а) классификация доходов бюджетов РФ; б) функциональная классификация расходов бюджетов РФ; в) экономическая классификация расходов бюджетов РФ; г) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Эти классификации утверждаются федеральным законом.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основана на подразделении конкретных видов доходов по источникам и способам их получения (ст. 20 БК РФ). Например, такие доходы бюджета, как налоги на имущество, подразделяются по источникам их получения на налог на имущество физических лиц и налог на имущество предприятий, а по способам их получения — на налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами. В данном случае источником получения дохода в бюджет является имущество физических лиц и предприятий, а способами получения — операции с ценными бумагами и сделки по переходу имущества в порядке наследования или дарения. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы, прежде всего, классифицируются функционально, ведомственно и экономически.
Функциональная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов по основным функциям государства, например, выделяются расходы на национальную оборону, международную деятельность, правоохранительную деятельность и т.д. функциональная классификация имеет несколько уровней: разделы, подразделы, статьи, а также виды расходов бюджета.
Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.Она утверждается по каждому бюджету.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, утверждается федеральным законом (ст. 24 БК РФ). В соответствии с федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» главными распорядителями расходов федерального бюджета, в частности, являются: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 24 ВК РФ). В частности, на 2001 г. они утверждены в Приложении № 1 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», которое называется «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2001 год».
Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ст. 25 БК РФ).
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (ст. 22 БК РФ). Экономическая классификация предполагает подразделение всех расходов на текущие и капитальные. В рамках этих групп расходов выделяются различные подгруппы расходов: закупки товаров и оплата услуг, субвенции, субсидии, трансферты и т.д. В конечном итоге, в экономической классификации все расходы дробятся по элементам затрат, т.е. направляются на оплату труда, на капитальный ремонт, на командировки и т.д.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (ст. 23 БК РФ).
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут детализировать объекты бюджетной классификации Российской Федерации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.