Цель, задачи и методологическая основа финансовой диагностики
Целью финансовой диагностики является наглядная оценка динамики развития предприятия и его финансового состояния.
Основными задачами финансовой диагностики предприятия являются:
- исследование рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;
- исследование эффективности использования имущества предприятием, обеспеченности его собственными оборотными средствами;
- объективная оценка динамики ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
- определение состояния предприятия на финансовом рынке и количественная оценка его конкурентоспособности;
- анализ деловой активности предприятия;
- определение эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовая диагностика основана на осуществлении внутреннего (традиционного) анализа финансового состояния предприятия, содержанием которого является:
- анализ имущественного состояния предприятия;
- анализ финансовой устойчивости и стабильности предприятия;
- оценка деловой активности предприятия;
- анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия и факторов, которые влияют на них;
- анализ кредитоспособности предприятия;
- оценка использования имущества и вложенного капитала;
- анализ собственных финансовых ресурсов;
- анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;
- анализ самоокупаемости предприятия и др.
Такой традиционный анализ осуществляется аналитиками предприятия и основывается на широкой информационной базе, включая оперативные данные.
В ходе осуществления финансовой диагностики по традиционной схеме были разработаны приемы (рис.9.1) и методы ее осуществления (рис.9.2).
1уровень – упрощенные приемы диагностики
2 уровень – развернутые приемы диагностики
Рис. 9.1. Характеристика приемов финансовой диагностики
Предметом диагностики финансового состояния предприятия является формирования и использования его финансовых ресурсов.
Для достижения основной цели анализа финансового состояния предприятия – объективной его оценки и выявления на основе этого потенциальных возможностей повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов – могут использоваться разные методы.
Методы финансовой диагностики – это комплекс научно-методического инструментария исследования финансового состояния предприятия.
В экономике предприятия методы финансовой диагностики классифицируют по разным классификационным признакам.
По степени обоснованности различают неформализованные и формализованные методы финансовой диагностики.
Неформализованные методы основываются на характеристике аналитических процедур на логическом уровне, а не на жестких аналитических взаимосвязях и зависимостях. Эти методы отличаются некоторым субъективизмом, так как они преимущественно основаны на интуитивном ощущении, опыте и знаниях аналитика.
К формализованным методам финансовой диагностики относятся те, в основу которых положены научно обоснованные и доказанные аналитические зависимости. Эти методы являются более объективными, а, следовательно, чаще всего используемые в практике оценки деятельности отечественных предприятий.
В финансовой диагностике широко применяются методы экономической статистики (средних и относительных величин, группировок, графический, индексный, методы обработки рядов динамики), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, методы главных компонентов).
Использование определенных приемов и методов анализа для достижения поставленных конкретных целей изучения финансового состояния предприятия в совокупности составляет методологию и методику его финансовой диагностики.
Неформализованные методы:
Формализованные методы:
Рис. 9.2. Классификация методов финансовой диагностики
Рассмотрев цель, задачи и методологию финансовой диагностики предприятия, следует подчеркнуть, что ее необходимость и значение обусловлены потребностью систематического анализа направлений усовершенствования работы в рыночных условиях хозяйствования, необходимостью в улучшении использования финансовых ресурсов, а также поиском резервов укрепления финансовой стабильности предприятия.