Теория справедливости-равенства Стейси Адамса
Основная идея – люди субъективно определяют отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
М = Вс/Ус : Вд/Уд
Вс, Вд – вознаграждение свое и других людей
Ус, Уд – усилия собственные и усилия других людей соответственно
Основные категории теории равенства
Индивид
Сравниваемые лица
Воспринятое вознаграждение индивида
Воспринятое вознаграждение других
Воспринятые затраты индивида = трудовые усилия + персональные характеристики
Воспринятые затраты другого
Основные положения теории
Индивид мотивирован, когда соблюдается равенство
Индивид демотивирован, когда равенство не соблюдается (состояние неравенства)
- Сократить затраты
- Попытка увеличить вознаграждение (требовать, использовать противозаконные формы)
- Провести переоценку своих возможностей.
- Заставить сравниваемые лица увеличить уровень усилий либо добиться уменьшения их вознаграждения
- Изменить объект сравнения.
- Перейти в другое подразделение либо оставить организацию.
Выводы:
Гласность (прозрачность) информации – кто, как за что и сколько получает
Система оплаты – факторы которые определяют величину оплаты труда
Создание атмосферы равенства в коллективе
Развивать систему личной коммуникации с работниками
Мотивационная теория подкрепления
Анализирует взаимосвязи между поведением сотрудников организации и его последствиями
Исследует проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения или наказания
Основные понятия
• Регулирование поведения – комплекс методов, посредством которого менеджер стремиться изменить поведение сотрудников.
• Закон эффекта – индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения, и наоборот, избегают вновь демонстрировать неподкрепленные действия.
• Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторения или , напротив, подавление определенных образцов поведения.
Изменение поведения посредством подкрепления
Дизайн функциональных обязанностей
Принципы мотивации
- Установление четких целей и задач.
- Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки.
- Гласность. Наличие обратной связи.
- Создание благоприятных условий для эффективной работы.
- Единство моральных и материальных методов стимулирования.
- Учет личных качеств работников.
- Использование преимущественно положительных стимулов.