Объкты АП. Виды произведений

Объектами АП являются произведения литературы и искусства, которые являются результатами творческой деятельности выраженных в объективной форме.

Произведение – это система идей и образцов автора выраженная в доступной для восприятия человеком чувствами форме.

Критерий творчества отражается в том что не любая интеллектуальная деятельность является творческой, а только та, которая завершается созданием творчески самостоятельного результата. Такая деятельность является продуктивной, в отличии от репродуктивной деятельности, которая выражается в воспроизводстве уже готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или по иным установленным правилам.

Творчество – это субъективный критерий, по общему правилу творчеством признается любая интеллектуальная деятельность и результат этой деятельности охраняется АП, если не доказано что этот результат является следствием прямого копирования или плагиата или по З вообще не м. являться объектом АП. Иначе имеет место презумпция творческой деятельности.

АП охраняет любые творч. Произведения независимо от их идейного содержания, назначения и достоинства, т.о. для АП безразличны сами идеи и мысли, важна лишь форма произведения.

Объективная форма выражения – это установленный законом способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение м. восприниматься человеческими чувствами непосредственно (т.е. без к-л устройств).

Формы:

1. Письменная : рукопись, машинопись, приравненная к ней электронная форма.

2. Вербальная форма: публичное произнесение или исполнение

3. Аудио – визуальная

4. Объемно – пространственная форма: структура, рельефы.

5. Изобразительная форма

6. Голографическая форма и т.п.

Право автора не связано с правом собственности на материальный объект в котором это выражено. Отчуждение мат. Объекта не влечет за собой переход исключительных АП.

Независимо от того обнародовано или нет произведение считается созданным с момента выражения в объективной форме.

Обнародование – выпуск произведения в свет впервые в любой объективной форме для неограниченного круга лиц – публики которая имеет возможность с ним ознакомиться.

Виды объектов по жанру:

1. Литературные произведения и приравненные к ним по правовому режиму программы для ЭВМ

2. Драматические, муз – драматические, муз – хареографические и музыкальные произведения как с текстом, так и без текста.

3. Аудиовизуальные произведения

4. Живопись

5. Скульптура

6. Графика

7. Творческий дизайн

8. Графические рассказы (коммиксы)

9. Произведения декоративно – прикладного и сценографического искусства.

10. Архитектурные произведения (проект)

Произведения бывают по критериям юр. Значимости:

1. основные

2. производные

3. зависимые

Элементами юридической значимости являются авторский язык (стиль), система образов, т.е. заимствованных элементов является нарушением гражданских прав, заимствование возможно только с согласия автора.

Идея произведения и сюжетные отличия –безразличны для произведения.

Выделяют отдельно составные произведения, которыми признаются произведения включающие в себя самостоятельные виды произведений. Т.о. все эти произведения в комплексе функционально направлены (например энциклопедия).

Переводы с т.зр. АП признаются признаются самостоятельным произведением по переводу его с иностранного на национальный язык с сохранением юридически значимых элементов Творческий перевод н. отличать от технического. АП принадлежит переводчикам.

Аудиовизуальный – видсложного составного произведения состоящий из зафиксированной серии связанных м/у собой изображений и звуков, предначначенных для восприятия техустройствами. Авторами произведения являются автор – сценарист, автор – постановщик и композитор.

Не являются объектами АП:

1. Тексты офиц. документов: З, подзаконные н.а. тексты админ. актов, суд. решений, м/нар. документы и их официальные переводы.

2. Гос.символика: флаг, герб, гимн.

3. Символика С РФ и МО.

4. Произведения народного творчества неимеющие конкретного автора.

5. Новости, сообщения о событиях и фактах исключительно информационного характера.

Авторские договоры.

Это соглашение, в силу которого автор обязуется создать произведение и передать его в пользование либо обязуется передать готовое произведение, а пользователь обязуется:

1. использовать произведение указанным в договоре способом

2. не превышать объем использования

3. обязан выплачивать автору вознаграждение

Существует 2 категории

1. Авторский лицензионный договор

2. Авторские договоры заказа

Родовые признаки: двусторонеобязывающий, консенсуальный, возмездный. Форма – простая письменная.

Лицензионный договор. Авторские права передаются для ограниченного использования (срок, объем), м.б. территориально ограничен.

Существенными условиями являются:

1. Способы использования

2. Срок и территория использования

3. Размер вознаграждения

4. Порядок и сроки выплаты

5. Исключительность (автор принимает на себя обязанность перед пользователем в течении срока действия договора ни с кем больше не заключать подобный договор, никому не передавать тем же способом) или неисключительность лицензии (противоположность исключительной). Если в договоре не указано иного лицензия считается исключительной.

Что касается вознаграждения – всегда только в ден. форме, по соглашению сторон. Допускаются следующие формы выплаты вознаграждения:

1. В % дохода за соответствующий способ использования (потиражные отчисления)

2. Фиксированная сумма

Авторский договор заказа направлен на создание нового произведения и м. содержать 2 взаимоисключающих условия:

1. По лицензионной схеме (создание произведения для использования) применяются правила о лицензионном договоре

2. По схеме уступки прав – с момента передачи готового произведения автор утрачивает копирайт – имущественные права.

Особенности:

1. Поскольку автора м. постичь творческая неудача то заказчик не м. требовать фактического исполнения.

2. Заказчик составляет творческое задание в котором содержится требование к будущему произведению (жанр, содержание). Передается автору, который на его основе составляет творческий план – проект который утверждается заказчиком. С этого момента договор считается заключенным. Как только автор создал произведение он передает его заказчику который в установленный договором срок проверяет произведение на предмет соответствия творческому плану и творческому заданию. В пределах этого срока автор вправе передать произведение на рецензирование и получение отзывов. Если заказчик выявит недостатки – возвращает автору для доработки.

3. Если заказчик в течении назначенного срока не вернет произведение для доработки или промолчит то произведение считается принято молчаливым акцептом.

Понятие и виды смежных прав, их содержание. Объекты и субъекты смежных прав.

Смежное право является производным от авторского. К объектам смежных прав относятся:

1. Исполнение артистов, исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров и постановки спектаклей, если эти исполнения выражены в форме, допускающих их воспроизведение с помощью техсредств. Субъектом исполнения является артист – исполнитель или дирижер. Постановка – объект АП, аудиовизуальная запись – объект смежного права. Субъект с согласия автора осуществляет запись / размещение в эфире.

2. Фонограммы – любые звукозаписи исполнителя за исключением звукозаписи включенное в аудиовизуальное воспроизведение

3. Сообщение передач организации эфирно – кабельного вещания

4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования.

5. Произведения науки, искусства, литературы, которые б. обнародованы после их перехода в общее достояние. Субъект этого п/отношения – публикатор созданного но не обнародованного произведения. 70 лет после смерти автора – кто первый опубликует – получит смежное право.

Смежные права носят самостоятельный характер только в тех случаях когда объекты не охраняются АП (исполнение фольклорного произведения). Чаще всего эти права находятся в юридической зависимости друг от друга, например артисту н. получить согласие автора на публичное исполнение его произведения. Производитель фонограмм д. получить соглашение автора и исполнителя.

Смежное право возникает также с момента возникновения объекта без формального обладания смежных прав м. оповещать публику о своих правах, проставляя на каждый экземпляр материального носителя знак охраны – (R) – repeat дата первой записи, наименование обладателя. Отсутствие его не лишает охраны обладателя.

Особенности:

1. Дополнительная свобода использования объектов смежных прав в личных неимущественных целях

2. Обладатель смежных прав вправе по договору передать свои права 3им лицам

3. Срок действия смежных прав – 50 лет с 1 янв. того года, который следует за годом в котором имел место юр. факт явившийся основанием для течения этого срока.

Для исполнителя первое опубликование (исполнение или постановка) фонограмма ограничена эфирным / кабельным вещанием – дата первой передачи в эфир по кабелю. Для публикатора – дата первой публикации.

В случаях, когда, призведения исполняются коллективно, то отношения м/у исполнителями сходны с отношениями соавторов, в то же время при исполнении прозведения коллективом разрешение на использование такого произведения другим лицам выдается только руководителями коллектива.

Исполнитель также обладает личными (право на имя и право на защиту от любого искажения, наносящего ущерб чести и достоинству исполнителя) и имущественными правами (право использовать произведение, постановку любыми способами и форме, право на получение вознаграждения за каждый вид использования). Запись исполнения / постановки м. воспроизводится без согласия исполнителя и выплаты вознаграждения в тех случаях когда первоначальная запись б. воспроизводится с его согласия.

Организация эфирно – кабельного вещания заключает договор с исполнителем и м. сразу приобрести исключительные права. Заключение договора м/у исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения попадает под действие АП.

Производитель фонограммы – любое лицо которое осуществляет первую звукозапись исполнителя только с согласия автора без лицензирования, и презюмируется что правообладатель смежных прав –лицо, указанное на фонограмме.

Права производителя охраняются в 2х случаях.

1. Если проиводитель фонограммы является гражданином РФ или ЮЛ зарегистрированное на территории РФ

2. Если фонограмма впервые опубликована на территории РФ

Смежные права ин. производителей признаются на территории России в соответствии с м/н договором.

Права производителя фонограмм – получает вознаграждение за каждый вид использования – воспроизведение, тиражирование, импортирование в целях распространения, переделывание или иная переработка, доводится до всеобщего сведения.

Т.к. фонограмма тесно связана с материальным носителем применяется принцип исчерпаемости права, исключение составляет прокат.

Смежные права эфирно – кабельного вещания признается в случае если организация имеет официальное нахождение на территории РФ и осуществляется трансляция с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ, ин. – так же как и производители фонограмм.

Содержание – эти организации вправе осуществлять:

1. одновременную трансляцию передач

2. Запись передачи, готовой для эфира

3. воспроизведение записи передачи

Защита АП и смежных прав.

Защита осуществляется в судебно – исковом порядке. В качестве истца выступает автор произведения или правообладатель смежных прав или иной правообладатель. Ответчик – неправомерный пользователь. Виды правонарушений:

1. Присвоение авторства (плагиат)

2. Присвоение исключительных прав т.е. копирайта

3. Комплексное нарушение

Общие требования:

1. Возмещение убытков (реаль. ущерб и упущ. выгода) автору или владельцу. Т.к. при таких нарушениях трудно или невозможно доказать наличие убытков, и их размер, то истец м. потребовать следующие виды компенсации:

а) ден. выплаты в размере от 10 т. до 5 млн. руб. Конкретный размер определяет судья исходя из характера нарушения, степени вины незаконного пользователя, исходя из степени вины и имущественного положения ответчика.

б) ден. выплаты в 2х кратном размере стоимости экземпляров произведения или объектов смежных прав, либо в 2х кратном размере стоимости прав на использование произведения, или объектов смежных прав, что определяется в каждом случае исходя из той цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование этих объектов.

2. Обладатели исключительных прав м. требовать от нарушителя выплаты таких компенсаций за каждый случай неправомерного использования либо за все в целом. Комплекс подлежащих взысканию пи доказанности факта нарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

3. Авторы или исполнители кроме предъявления этих требований м. заявить о компенсации морального вреда.

Контрофактные произведения или фонограммы а так же материалы и оборудование используемое для их создания подлежат конфискации и уничтожению независимо от того заявил ли автор это требование, по просьбе автора конфискованные объекты м.б. переданы ему.

4. В целях обеспечения иска суд м. запретить ответчику использовать спорные экземпляры произведений или спорные права до момента вступления решения суда в силу. В тех случаях, когда у суда есть достаточные основания полагать что ответчик является нарушителем АП.

Наши рекомендации