Последовательность применения способов приватизации предприятия
Способы приватизации применяются в определенной законом последовательности.
Если речь идет о приватизации государственного унитарного предприятия, чистые активы по балансу которого превышают минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством для открытых акционерных обществ, такое предприятие приватизируется только путем преобразования в открытое акционерное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий с балансовой стоимостью основных средств, на последнюю отчетную дату превышающей пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, если чистые активы не позволяют сформировать уставный капитал акционерного общества, осуществляется путем продажи предприятия на аукционе (а не на конкурсе).
Если же предприятие не относится к федеральным или не имеет основные средства в указанном размере, предприятие приватизируется путем продажи его на конкурсе или на аукционе.
При несостоявшемся конкурсе предприятие приватизируется на аукционе, при несостоявшемся аукционе - продается путем публичного предложения, а если объект и тогда не продан - предлагается к продаже без объявления цены.
Способ приватизации указывается в решении об условиях приватизации.
Если аукцион, конкурс признаны несостоявшимися, в решение об условиях приватизации вносится изменение.
В заключение отметим, что одни способы приватизации касаются только акций (продажа акций за пределами территории России, продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа акций по результатам доверительного управления ими). Понятно, что преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество касается только предприятий. Есть способы приватизации, которые в равной мере могут применяться как для отчуждения предприятий, так и принадлежащих государству акций: продажа на аукционе, на конкурсе, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены.
Глава 15. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.
Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.
Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:
- возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;
- признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;
- объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;
- исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.
Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.
Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.
Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.
Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.
Налогообложение предпринимательской деятельности - это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.
Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.
Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.
Обязательность представляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет. Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений. Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.
Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер. Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство не обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит налоги.
Безвозвратность характеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону. У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.
Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества. В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения. Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.
Налогообложение осуществляется в следующих формах: налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.
Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.
Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Другой формой налогообложения является сбор.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности.
Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер. Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.
Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.
Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.
Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.
Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщик - это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налогообложения - это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.
Предмет налогообложения - это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.
Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.
Налоговый период - это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.
Налоговая ставка - это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.
Порядок исчисления налога - это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом. В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода. Другой способ определения налоговых обязательств предполагает расчет налога по каждому конкретному случаю отдельно и объявления рассчитанных налоговых обязательств без учета других случаев.
Порядок уплаты налога - это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.
Сроки уплаты налога - это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.
Источники права налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя "законодательство о налогах и сборах". Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги".
Группу "законодательства о налогах и сборах" составляют:
1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:
- законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";
3) законодательство о местных налогах и сборах:
- нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:
1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) исполнительные органы местного самоуправления.
Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.