Маркетинговые службы по регионам
Организация маркетинговых служб по региону характерна для предприятий региональной ориентации сбытовой деятельности, т.е. работающих по немногочисленным, неоднородным, с четко очерченными границами рынкам (рис. 3).
Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по регионам.
Маркетинговые службы по группам потребителей
В современных условиях дифференцированного рынка в зависимости от специфики конкретных его сегментов и особенностей потребностей различных групп покупателей среди региональных типов структур особое значение имеет организационная структура по группам потребителей, которая представляет собой своего рода маркетинговые управленческие отделения по рыночным сегментам. Она дает возможность ориентировать всю деятельность предприятия на конечных потребителей и на этой основе осуществлять для каждой их группы индивидуальную, специализированную комплексную рыночную политику по всему процессу воспроизводства.
Опыт показывает, что структура создаваемых маркетинговых служб должна соответствовать следующим требованиям.
1. Гибкость, мобильность и адаптивность организационной системы.
2. Относительная простота организационной структуры.
3. Соответствие масштабов маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж предприятия.
4. Соответствие организационной структуры специфике ассортимента производимой продукции и оказываемых услуг.
5. Соответствие организационной структуры числу и объему рынков сбыта.
6. Централизация стратегического управления на высшем уровне.
7. Сочетание различных типов структур.
В зависимости от характеристик товара, рынка и взаимоотношений внутри предприятия состав и место штабных маркетинговых подразделений могут меняться, образование их на всех уровнях управления не обязательно.
Понятие плана маркетинга
План маркетинга — документ, являющийся важнейшей составной частью стратегического плана предприятия, в котором устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их достижения.
План маркетинга - детальное последовательное изложение мероприятий, с помощью которых имеется ввиду достичь поставленных целей маркетинга.
Планирование маркетинга - процесс, процедура, связанная с составлением плана маркетинга, с выбором стратегий маркетинга, нацеленных на рост объема продаж товара и максимизацию прибыли фирмы.
Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
- определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
- задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации товаров по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов);
- устанавливает исходные данные для планирования (состояние и перспективы развития рынка, существующие и будущие потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогноз изменений товарной структуры рынков и т.п.);
- определяет общую организацию процесса и рамки планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т.п.).
В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования с ранжированием стратегических задач.
Рис. – Планирование маркетинговой деятельности
Исходя из целей и стратегий развития компании осуществляетсяанализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части: анализ внешней среды маркетинга, внутренней маркетинговой деятельности компании и ее системы маркетинга. Более детально этот анализ можно охарактеризовать следующим образом.
Следующий шаг в разработке плана маркетинга -формулирование предположений, гипотез, относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность.
Следующий этап планирования маркетинга –постановка маркетинговых целей.
Определение и упорядочение целей являются важным аспектом маркетинговой деятельности.
Далееразрабатываются альтернативные стратегии, направленные на достижение целей маркетинговой деятельности. Эти стратегии детализируются применительно к элементам комплекса маркетинга.
Стратегии в области ценообразования могут быть сформулированы следующим образом:
· установление цены на продукт в соответствии с его позицией на рынке;
· проведение разной ценовой политики на разных рынках;
· выработка ценовой политики с учетом ценовой политики конкурентов.
В области продвижения продукта могут быть названы стратегии, характеризующие коммуникации с потребителями (с помощью сотрудников отдела продаж, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела сбыта на новых рынках и т.д.
Совокупность маркетинговых целей, стратегий и мероприятий по их достижению представляетстратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. должно быть осуществлено оперативно-календарное планирование.
На стадииоперативно-календарного планирования или разработки детальных планов действий необходимо конкретизировать маркетинговые стратегии в детальные планы и программы в разрезе каждого из четырех элементов комплекса маркетинга.
Фактически речь идет о разработке планов действий для каждого подразделения компании, направленных на достижение поставленных целей с помощью выбранных стратегий. В них должны содержаться ответы на вопросы: кто, что, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен делать, чтобы реализовать задания маркетинговых планов и программ.
Виды планов маркетинга
Планы маркетинга классифицируются по таким критериям, как: длительность срока действия; содержание или широта охвата проблем объекта планирования; точность или глубина проработки; цель планирования маркетинга; способ разработки (степень участия в формировании плана).
Классификация планов маркетинга.
Критерий | Вид плана маркетинга |
Длительность срока действия плана маркетинга | стратегический (долгосрочный) (3-5 и <) тактический (среднесрочный) (1-5) оперативный (краткосрочный) (до 1) |
Содержание или широта охвата проблем объекта планирования | интегрированный общий план; неинтегрированный план; план оборота; план сбыта; план маркетинговых мероприятий; план исследования рынка; план информационного обеспечения |
Точность или глубина проработки плана | укрупненный (общий), или глобальный план; детальный (подробный) план |
Цель планирования маркетинга | план разработки проекта; план организации управления; план разработки нового продукта, бизнес-план. |
Способ разработки (степень участия в формировании) плана | планы маркетинга, составленные по схеме "сверху-вниз"; планы маркетинга, составленные по схеме "снизу-вверх"; планы, составленные по схеме «встречное планирование». |
Стратегические планы маркетинга разрабатываются на период от трех до пяти лет и более. Центральная задача таких планов заключается в том, чтобы в сложившейся в настоящее время ситуации сформировать маркетинговые решения, которые будут, эффективными в долгосрочной перспективе.
Тактические планы маркетинга разрабатываются на период от одного года до пяти лет. Они базируются на краткосрочных планах маркетинга и на исследованиях перспектив развития рынка и инвестиций. На такой основе формируются главным образом планы по сбыту, обороту, затратам и результатам деятельности. Перечисленные планы маркетинга образуют основу для краткосрочных планов предприятия.
Оперативные (краткосрочные) планы маркетинга разрабатываются на период до одного года. Они имеют установленные цели и мероприятия по их достижению. Такие планы могут разрабатываться на год, полгода, квартал, неделю и даже на один день. Трудности краткосрочного планирования заключаются в планировании оборота и сбыта товара. Мероприятия этого плана формируются по объему и времени использования инструментов маркетинга (например, реклама, продвижение товара, общественная работа и т.д.). В краткосрочные планы маркетинга включаются также мероприятия по исследованию рынка.
В соответствии с критерием широты охвата проблем объекта планирования выделяют:
- интегрированные общие планы маркетинга;
- не интегрированные отдельные планы;
- планы оборота и сбыта;
- план маркетинговых мероприятий; план исследования рынка;
- план обеспечения информацией.
В интегрированном плане маркетинга главная роль принадлежит плану маркетинговых исследований, т.к. дальнейшие действия по планированию будут основаны на результатах исследования рынка.
По точности или глубине проработки планы маркетинга делятся на укрупненные (общие) или глобальные, определяющие только рамки будущего развития и сопровождающиеся общими перспективными мероприятиями, и на подробные (детальные) планы, разрабатываемые для конкретной ситуации и конкретной проблемы маркетинга.
По цели планирования маркетинга планы разделяются по тому, как они могут быть использованы при планировании какого-либо предмета или процесса, например, в бизнес-плане, в плане разработки проекта нового изделия, в плане управления организацией или в плане производства.
По способу разработки выделяют планы маркетинга, составленные по схеме "сверху-вниз", по схеме "снизу-вверх" и планы, составленные по схеме «встречное планирование». Во втором случае для составления плана привлекаются источники и информация, поступающая от продавцов, управляющих по сбыту, сотрудников отдела маркетинговых исследований и других подразделений службы маркетинга. Планы маркетинга, разрабатываемые "снизу-вверх", более реалистичны, но возникают трудности при координации и интеграции планов в единый план маркетинга, так как возможны различные решения одной и той же проблемы.
При разработке планов маркетинга "сверху-вниз" такие трудности не возникают, так как имеются централизованное управление и контроль со стороны менеджмента. Но возможны нарушения психологического климата, поскольку в процесс планирования вовлекается меньше руководителей более низких уровней. Сочетание этих двух подходов реализуется в третьей схеме: функции установления целей и направлений деятельности принадлежат высшему звену управления, а функции реализации поставленных задач – другим звеньям управления (план целей маркетинга, план маркетинговых коммуникаций, план товарной политики).
Структура плана маркетинга
План маркетинга рассчитывается на пять и более лет с готовой разбивкой и включает следующие разделы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Примерное содержание плана маркетинга по основным разделам
Раздел плана | Содержание |
Преамбула | Краткое содержание маркетинговой программы и основные выводы |
Ситуация на рынке | Обзор и прогноз развития целевого рынка; |
Анализ возможностей и проблем | Существующие проблемы и трудности в работе предприятия, ее конкурентные преимущества и недостатки |
Цели и задачи | Определяются финансовые и маркетинговые задачи плана, выраженные в показателях объема сбыта, сегментирования рынка и рентабельности |
Маркетинговая Стратегия | Представляет основные направления маркетинговой программы, используемые для достижения целей плана |
Товарная политика | Политика в отношении разработки и продаж нового товара, широты ассортимента продаваемых товаров и т.д. |
Политика формирования и развития каналов товародвижения | Организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, сети посредников по сбыту выпускаемой продукции, складской сети и др. |
Ценовая политика | Определение уровня и системы движения цен по каждой модификации товара на целевом рынке, в том числе в зависимости от фаз жизненного цикла товара |
Политика формирования спроса и стимулирования сбыта | План проведения рекламных мероприятий, участия в выставках и ярмарках, рассылки образцов и др. |
Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль | Объем и структура расходов на разработку программы и выполнение поставленных в ней задач, предварительная оценка эффективности ее реализации, порядок и система организации контроля за ходом выполнения маркетинговой программы и др. |
Ряд маркетинговых программ предусматривает подготовку и повышение квалификации управленческого и рабочего персонала предприятия.
В разделе «Бюджет маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль»предусматривается решение следующих вопросов:
- общий объем расходов на реализацию всех маркетинговых мероприятий, планируемых данной программой;
- расходы на маркетинговые исследования;
- расходы на составление прогноза развития рынка;
- расходы на изучение производственно-сбытовых возможностей предприятия;
- расходы на составление маркетинговой программы;
- расходы на заработную плату сотрудников маркетинговых служб предприятия;
- расходы на оплату услуг специализированных маркетинговых и рекламных организаций;
- расходы на оплату услуг посредников;
- расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности данной маркетинговой программы;
- формы и методы контроля за ходом выполнения маркетингового плана;
- расходы на осуществление контроля за реализацией маркетинговой программы и мониторинга;
- расходы на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период ее реализации и т.д.
Причины неудач в маркетинговом планировании
Нереалистичность целей фирмы
Слабость ориентации на клиентов
Некомплексность плана, дефекты разделов
Кабинетность разработки плана
Конфликты между службами-участниками
Неучастие исполнителей плана в его составлении
Отсутствие поддержки руководства
Неадекватность пропаганды плана до и после его принятия