Раздел 2. Анализ бухгалтерского состояния предприятия
Лекция 4
11.02.14
Основными заинтересованными лицами бизнес-плана могут быть: 1) инвесторы 2) руководство фирмы и ее сотрудники 3) потребители услуг 4) стратегические партнеры и поставщики 5) сторонние организации, предоставляющие фирме определенные услуги 6) потенциальные зарубежные и отечественные партнеры. Области применения долгосрочного планирования:
1) организационная структура 2) производственные мощности 3) капитальные вложения 4) потребности в финансовых средствах 5) исследования и разработки 6) целевые рынки, рыночные сегменты и доля рынка.
Приоритеты краткосрочного планирования
Оно может быть рассчитано на месяц, полгода или год. Краткосрочный план на год включает:
- объем производства
- планирование прибыли
- объемы поставок сырья и полуфабрикатов
- объемы реализации продукции
В краткосрочном финансовом плане излагается информация о необходимых ликвидных средствах. Его структура: 1) очередной финансовый план (финансирование производственной деятельности) – доходы с оборота, текущие расходы, выигрыши или потери от текущей деятельности 2) финансовый план прочей (непроизводственной деятельности). Это доходы с прочей деятельности, расходы от непроизводственной деятельности и выигрыши или потери от непроизводственной деятельности 3) кредитный план 4) план по обеспечению ликвидности 5) план капитальных вложений.
В краткосрочном периоде, помимо краткосрочного финансового плана разрабатываются следующие виды планов: план товарооборота, план по обеспечению сырьем, производственный план, план по трудовому персоналу, план движения запасов готовой продукции и план по использованию прибыли.
Основное назначение краткосрочного планирования и бюджетирования – оптимизация и повышение эффективности использования корпоративных ресурсов и финансов.
[2]
В России выделяют 4 типа бизнес-планов: 1) внутренний бизнес-план фирмы 2) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств 3) инвестиционный бизнес-план 4) бизнес-план финансового оздоровления.
Примерная структура бизнес-плана: 1) резюме – включает в себя изложение предпринимательской идеи, ее обоснование и перспективность, оценку исходной ситуации, описание продукции, характеристику клиентов, анализ рынка и главных конкурентов.
2) учредители 3) концепции - включают обоснование организационно-правовой формы, принципы управления предприятием, квалификация, количество и функции сотрудников, концепции менеджмента и маркетинга, логистику и организацию производственного процесса, учетную политику фирмы 4) планирование – первоначальные вложения, структура капитала, планирование показателей, обеспечивающих готовность к производству, планирование показателей, предполагающих производственную деятельность. 5) стратегия управления и планирования – необходимо подробно остановиться на выделении локальных и глобальных целей и соответствующих стратегий, с помощью которых можно достичь этих целей. Целесообразно уделить внимание альтернативным стратегиям – оценку риска и прогнозирование качественных показателей. 6) приложение – план маркетинговых исследований, возможные изменения структуры управления, различные аналитические записки
Бизнес план для получения кредита с целью пополнения оборотных средств
Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц. Структура бизнес-плана должна включать следующие разделы: 1) резюме 2) компания и отрасль, в которой она работает 3) продукция 4) маркетинг 5) производство 6) менеджмент 7) финансовый план 8) приложение
При составлении бизнес плана для получения коммерческого кредита необходимо максимально сократить использование информации, составляющих коммерческую тайну.
При составлении бизнес-плана необходимо сосредоточится на обеспечении условий кредитного договора доказать способность фирмы их реализовать. Они показывают сверхприбыльность проекта. Необходимо помнить, что фирма обеспечивает возврат коммерческого кредита за счет получения выручки, а не из прибыли. В связи с этим особое внимание необходимо уделять порядку уплаты процента по кредиту. Процент уплачивается в соответствии с условиями кредитного договора. В отличие от возврата самого кредита, проценты за пользование кредитом могут быть выплачены частично за счет выручки, а часто за счет чистой прибыли.
В соответствии с российским законодательством, проценты по кредиту включают в издержки при условии, что их величина не превышает ставку рефинансирования. Оставшаяся часть процентов выплачиваются за счет чистой прибыли.
Инвестиционный бизнес-план – инвестиции могут быть материальными (в производство и строительство), финансовые (участие в капитале организации) и нематериальные. При формировании финансовой заявки и поиске кредиторов заемщику необходимо ответить на вопросы:
- сколько средств необходимо для реализации проекта
- на какие цели они будут израсходованы
- на какой срок привлекается кредит и каковы условия возврата
- чем гарантируется возврат вложенных средств
Кредит не может быть использован на производство табачной и алкогольной продукции, на любое производство, наносящее вред окружающей среде, спекуляцию ценными бумагами, валютные спекуляции и развитие игорного бизнеса.
При привлечении иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных критериев:
- характеристика местного рынка
- доступность рынка
- рабочая сила (уровень з/п), качество обучения, уровень полезности труда
- валютные риски
- защита прав интеллектуальной собственности
- возможность возврата капитала
- торговая политика
- налоговая политика
- государственное регулирование
- политическая стабильность
- макроэкономическая политика
- инфраструктура и услуги
Лекция 5. 25.02.14
Коэффициенты кредитоспособности.
Кредитоспособность предприятия – способность привлекать краткосрочный кредит и возмещать его в полном объеме в установленные сроки.
Группы показателей кредитоспособности:
1) показатели, характеризующие структуру баланса предприятия
2) показатели оборачиваемости элементов актива и пассива
3) показатели на основе прибыли
1) К показателям первой группы относится реальный коэффициент общей ликвидности, отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу и отношение запасов к ЧОК или СОС.
2) включают отношение выручки от продаж собственного капитала, отношение выручки от продаж дебиторской задолженности, отношение выручки от продаж к ЧОК или СОС, отношение выручки от продаж к запасам
3) рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж
Ключевые показатели, отражающие стороны деятельности предприятия:
1) рентабельность собственного капитала
К = прибыль от продаж / собственный капитал
2) реальный коэффициент текущей ликвидности
К = реальная стоимость оборотных активов /
3) Коэффициент обеспечения запасов устойчивыми источниками финансирования
К = Чистый оборотный капитал / запасы
Он отражает достаточность устойчивых источников финансирования для покрытия внеоборотных активов и важнейших элементов оборотных активов.
[5]
Коэффициенты рыночной активности – рассмотреть самостоятельно!
[6]
Коэффициенты рентабельности.
1) рентабельность всего капитала - отношение чистой прибыли к совокупному капиталу предприятия
= чистая прибыль / весь капитал
2) рентабельность собственного (акционерного капитала)
Чистая прибыль / собственный капитал
3) финансовый рычаг (леверидж)
= заемный капитал / собственный капитал
Формула Дюпона
ROE = чистая прибыль / выручка * выручка / активы * активы / собственный капитал
ROE = рентабельность продаж * оборачиваемость активов * финансовый леверидж
Формула Дюпона включает 3 фактора, влияющих на рентабельность собственного капитала
1) операционная эффективность – рентабельность продаж по чистой прибыли
2) эффективность использования всех активов
3) кредитное плечо (финансовый леверидж)
Раздел 2. Анализ бухгалтерского состояния предприятия.