Структура бюджетной системы
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Все бюджеты самостоятельны и не включаются друг в друга.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов ( федеральных и территориальных).
Бюджетные отношения – это:
1. отношения в процессе формирования доходов, осуществления расходов бюджета, осуществления государственных и
миципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения и исполнения бюджета, контроля за исполнением.
Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.
Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.
Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.
Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.
Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.
В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).
В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.
Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.