Сущность бухгалтерского учета в предприятии
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
· звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
· специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.
Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.
Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:
1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);
2) обеспечение сохранности ценностей;
3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;
4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;
5) анализ хозяйственной деятельности.
1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.
Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.
Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.
Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.
2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.
3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.
4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.
5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.
Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.
Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.
Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:
1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;
2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;
3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;
4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;
6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.
Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.
Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.
Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.
Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Дополнительные условия, которые необходимы для достижения прогнозируемого финансового результата:
1) ведущая роль бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;
2) четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;
3) деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
4) выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей, - это ведущая роль бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем.
Второй важнейший элемент общей экономической стратегии предприятия - это его взаимоотношения с дебиторами и кредиторами. Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.
Третий существенный компонент общей экономической стратегии предприятия - это взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. По имеющейся информации около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия.
Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, внебюджетными фондами, а также органами статистики - это сдача бухгалтерской отчетности.
Четвертый важный элемент, способствующий проведению эффективной экономической политики предприятия - это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках бухгалтера и полностью от него зависит.
Современный бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков; является важнейшим разделом экономики и включает в себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий, финансовый и инвестиционный.
Конечно, бухгалтерский учет не единственный источник информации, необходимой руководству коммерческого предприятия для принятия ответственных решений. Однако сущность бухгалтерской работы и ее исторический опыт показывают, что она с наибольшей полнотой и точностью отражает все аспекты деятельности фирм с учетом экономических законов, юридических норм и правил.
Специалисты служб бухгалтерского учета на большинстве коммерческих предприятий обладают высокими профессиональными качествами, обеспечивающими большую эффективность работы. Их, как правило, характеризуют:
· энергичные и быстрые действия;
· постоянный контакт с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями готовой продукции и товаров;
· разумная самостоятельность поведения и предприимчивость;
· отношение к персоналу коммерческого предприятия как главному источнику повышения производительности труда;
· отличное знание реальной экономической обстановки и уверенная ориентация, как во внутренней, так и внешней предпринимательской среде;
· сосредоточение своих усилий в направлениях деятельности, которые каждый конкретный работник бухгалтерии понимает, знает и умеет исполнять лучше всего;
· простота форм сбора, обработки и передачи управляющей информации;
· гибкое сочетание в работе инициативы и исполнительской дисциплины.
Накопленный опыт свидетельствует: на базе современного бухгалтерского учета можно и нужно решать любые практически значимые экономические проблемы коммерческих предприятий, вне зависимости о того, к какой конкретной сфере они относятся: управленческой, финансовой или налоговой.
Контрольные вопросы по теме
1. Определите, с чем связано зарождение бухгалтерского учета.
2. Установите, в чем заключался начальный этап бухгалтерского учета, как он проявлялся на практике.
3. Назовите основополагающие постулаты римского права, сохранившие свою значимость и для сегодняшней бухгалтерии.
4. Кому принадлежит авторство двойной записи хозяйственной операции.
5. Назовите особенности русской бухгалтерской школы.
6. Сформулируйте экономический смысл народного изречения: «Не доходом наживаются, а расходом».
7. Определите главную цель, для достижения которой создается коммерческое предприятие.
8. Перечислите основные функции бухгалтерского учета на предприятии.
9. Какова роль главного бухгалтера на предприятии.
10. Целесообразно ли формировать различные виды учета на предприятии (управленческий, бухгалтерский, налоговый), используя разные терминологические, правовые и экономические базы.