Методические указания к изучению темы. При принятии предпринимательских решений предприниматель не всегда стремится к достижению максимально возможного результата

При принятии предпринимательских решений предприниматель не всегда стремится к достижению максимально возможного результата. Он обычно останавливает выбор на приемлемом уровне эффекта, так как его решение базируется на сравнительном анализе возможного результата и необходимых затрат.

В основе процесса принятия предпринимательских решений на базе экономических методов лежит анализ предпринимателем таких категорий, как: цена, издержки производства, управление финансами, а также умение оперировать ими в практической деятельности.

Предприниматель сам формирует цену товара путем суммирования издержек производства, фактически понесенных им, и минимально допускаемой (с его точки зрения) прибыли, то есть:

Цт = Зф + Пмд, (1)

где Цт – цена товара, Зф – фактические издержки производства, Пмд – минимально допустимая прибыль.

Выявив цену товара, которая может сложиться на рынке, предпринимателю следует выяснить размер собственных расходов, связанных с производством данного товара. Расходы предпринимателя, связанные с производством товара, называются издержками производства и обычно рассчитываются по отношению к товарной единице. Валовые издержки представляют собой совокупность постоянных и переменных издержек:

И вал = И пост + И пер, (2)

где, И вал – валовые издержки, И пост – постоянные издержки, И пер – переменные издержки.

Постоянные издержки – это те затраты, которые практически не зависят от объемов производства. Сюда входят затраты на амортизацию, арендная плата, управленческие расходы и т.п.

Переменные издержки – это затраты, которые практически напрямую зависят от объемов производства. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие; затраты на оплату труда рабочих, непосредственно занятых выпуском товара, энергия на технологические нужды и т.п.

Минимально допустимый объем производства – это такие количественные параметры программы производства, при котором издержки производства покрываются доходами, получаемыми от реализации производимого товара. Это уровень безубыточности производства. Максимально возможный объем производства определяется при помощи производной функции:

Км = f (Т, К), (3)

где Км – максимально возможный объем производства продукции; Т – используемые в производстве ресурсы; К – используемый в производстве капитал.

Максимально возможный объем произведенной продукции Км есть функция от использованных в производстве трудовых ресурсов (Т) и капитала (К) при заданной технологии производства. Если технология изменяется, то изменяется и функция f.

Предпринимателю всегда важно определить для себя приемлемые границы производства – минимально допустимую и максимально возможную. Нижняя граница объема производства – уровень безубыточности. Определение такой нижней границы есть нахождение точки безубыточности (точки критического объема производства). Издержки производства в этой точке равны валовому доходу.

И пост

Точка безубыточности = ——————— , (4)

Ц – И пер

где Ц – цена единицы товара; И пост – валовые постоянные издержки производства; И пер – переменные издержки в расчете на единицу продукции.

Но предпринимателю важно определить не только возможные пределы производства, но и его оптимальный объем. Под оптимальным объемом производства понимается такой количественный показатель, при котором разница между валовым доходом, полученным от реализации произведенной продукции и суммарными издержками, связанными с производством такого количества продукции, является максимальным по отношению ко всем другим возможным вариантам.

Каждый производитель при организации своего производства стремится к достижению максимально возможного экономического эффекта. Эффект – это абсолютный показатель, который может представлять собой прибыль. Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и расматривает условия, при которых он достигнут. Эффективность определяет соотношение результата (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. В этом качестве наиболее удачно выступает рентабельность.

Сначала рассчитывается валовая прибыль:

Пв = В – С, (5)

где Пв – валовая прибыль, руб.; В – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Из валовой прибыли необходимо вычесть коммерческие и управленческие расходы.

Ппр = Пв – Зк – Зу, (6)

где Ппр – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг, Зк – коммерческие расходы, Зу – управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается путем корректировки прибыли от продаж продукции на величину прочих доходов и расходов:

Пн = Ппр + Пп – Пу + Ду + Дпр – Рпр, (7)

где Пн – прибыль (убыток) до налогообложения, Пп – проценты к получению; Пу – проценты к уплате; Ду – доходы от участия в других организациях; Дпр – прочие доходы; Рпр – прочие расходы.

Дальнейшие расчеты связаны с исключением из прибыли суммы налога на прибыль, а также ее корректировку на сумму отложенных налоговых активов и обязательств. Чистая прибыль определяется по формуле:

ЧП = Пн – Нп + А отл – О отл, (8)

где ЧП – чистая прибыль (убыток); Нп – текущий налог на прибыль; А отл – отложенные налоговые активы; О отл – отложенные налоговые обзательства.

Для оценки эффективности реализации идеи предприниматель сравнивает возможный экономический эффект с эффектом, который в обществе выступает в качестве ориентира предпринимательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя норма прибыли или рентабельность. П

Р = ——— * 100, (9)

З

где Р – рентабельность продукции или услуг, %; П – прибыль, руб.; З – затраты, руб.

На основе сопоставления этого показателя со средней отраслевой нормой прибыли делается вывод о целесообразности реализации предпринимательской идеи.

Вопросы для самопроверки

1. Как определить оптимальный объем производства?

2. Что такое «издержки» и какими они бывают?

3. Чем отличается эффект от эффективности предпринимательской деятельности?

4. По каким показателям оценивается эффективность бизнеса?

5. Как рассчитать чистую прибыль и рентабельность предпринимательской деятельности.

Задание 31

При производстве 100 кг мороженого валовые издержки составляют 600 денежных ед., а при производстве 101-го кг – 607 денежных ед. Определите предельные издержки производства 101-го кг мороженого.

Задание 32

Вы владеете гостиницей на 50 мест. Ваши постоянные издержки в расчете на сутки – 30 тыс. денежных единиц. Переменные издержки в расчете на одного проживающего – 750 денежных единиц в сутки. Определить, при какой ежедневной заселенности гостиница может функционировать безубыточно?

Задание 33

Рассчитайте точку критического объема производства, если известны следующие условия:

1. Гостиница может обслуживать в сутки 100 проживающих,

2. Издержки по поддержанию гостиницы в рабочем состоянии (без учета переменных издержек) составляет 50 тыс. денежных единиц в сутки,

3. Обслуживание одного проживающего обходится в 300 денежных единиц в сутки,

4. Проживание в гостинице обходится в 800 денежных единиц в сутки (на одного человека).

Задание 34

При производстве 100 единиц товара постоянные издержки составляют 1000 денежных единиц, переменные – 150 денежных единиц в расчете на одну товарную единицу. Цена единицы товара – 300 денежных единиц. Определите прибыльность производства в следующих условиях:

- заданном объеме производства;

- увеличении объема производства с 100 до 200 товарных единиц;

- сокращении объема производства с 100 до 80 товарных единиц.

Сделайте выводы.

Задание 35

Фирма производит творог в пачках по 250 г., реализуя его по цене 55 д.е. / пачка. На совещании было принято решение производить творог с наполнителем (50 г. на каждые 200 г. творога) и реализовывать его по цене 118 д.е. / пачка. При этом затраты на производство одной пачки творога увеличиваются на 15%. При каких условиях принятое решение будет эффективным?

Задание 36

Используя исходные данные, приведенные в таблицах, рассчитать эффективность организуемого бизнеса для предприятия розничной торговли холодильниками.

Для привлечения капитала был заключен договор беспроцентного займа на поставку продукции с ЗАО «Атлант», а также договор беспроцентного займа с физическим лицом на сумму 400000 руб.

Для эффективного функционирования бизнеса необходима аренда офиса площадью 82 кв. м. с арендной платой 942,7 руб./кв.м.; склад площадью 500 кв. м. с арендной платой 315,6 руб./кв.м. и магазин площадью 30 кв. м. с арендной платой 2336 руб./кв.м.

Транспортные расходы предприятия составляют 226500 руб./мес. Плата за электроэнергию составляет 96380 руб./мес. Фонд оплаты труда составляет 230000 руб. Для перевозки оборудования были приобретены автотранспортные средства на сумму 400000 руб.

Исходные данные для выполнения задания приведены в табл. 5.

Таблица 5

Наши рекомендации