Методологические основы управления персоналом
Лекции 1-2
Рассматриваемые вопросы
1.Концепция управления персоналом
2.Система управления персоналом организации
3.Закономерности современной системы управления персоналом
4.Принципы построения системы управления персоналом
5.Методы управления персоналом
Использованная литература
• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/
• 2.http://www.webarhimed.ru/page-130.html
Концепция управления персоналом
Личко Г.П.МИТСО
ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ- совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками (способности, мотивация, деловые и личностные качества), позволяющими обеспечить достижение целей организации.
• Концепция управления персоналом это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев , принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях работы организаций
• Состав концепции управления персоналом
- Разработка методологии управления персоналом
- Формирование системы управления персоналом
- Разработка технологии управления персоналом
Методология управления персоналом
• предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов , соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом
Система управления персоналом
• предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования , выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом
• предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др
Основа современной концепции управления персоналом
• Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют :
1. возрастающая роль личности работника
2. знание его мотивационных установок,
3. умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Система управления персоналом организации
Личко Г.П.МИТСО
Это система , в которой реализуются функции управления персоналом
1. Подсистема общего и линейного руководства
2. Функциональные подсистемы
Состав подсистемы общего и линейного руководства
Они осуществляют управление организацией в целом , управление отдельными функциональными и производственными подразделениями
Функции этой подсистемы выполняют руководитель организации ,его заместители , руководители функциональных и производственных подразделений и их заместители, мастера , бригадиры
В состав входят управление организацией в целом и управление отдельными функциональными и производственными подразделениями организации
Функциональные подсистемы
1. Подсистема планирования и маркетинга
2. Подсистема управления наймом и учетом персонала
3. Подсистема управления трудовыми отношениями
4. Подсистема обеспечения нормальных условий труда
5. Подсистема управления развитием персонала
6. Подсистема управления мотивацией и стимулированием персонала
7. Подсистема управления социальным развитием
8. Подсистема развития организационной структуры
9. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом
10. Подсистема информационного обеспечения систему управления персоналом
Функции подсистемы планирования и маркетинга персонала
1. Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом
2. Анализ кадрового персонала
3. Анализ рынка труда
4. Организация кадрового планирования
5. Планирование и прогнозирование потребностей в персонале
6. Организация рекламы
7. Поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами
2.Подсистема управления наймом и учетом персонала обеспечивает :
1. Организацию и наем персонала
2. Организацию собеседования , оценки, отбора и приема персонала
3. Учет приема, перемещений , поощрений и увольнения персонала
4. Профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала
5. Управление занятостью
6. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом