Основные факторные модели детерминированного факторного анализа
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Модели ДФА:
1) Мультипликативные: Y=a*b*c
2) Аддитивные: Y=a+b+с
3) Кратные: Y= a/b
4) Смешанные: Y= (a+b)/c
16.Анализ производства и реализации продукции: основные показатели объема производства, базисные и цепные темпы роста и прироста; факторы, влияющие на объем производства.
Объем выпуска продукции – это показатель, отражающий результат производства.
Темпы роста объема производства, повышение его качества непосредственно влияют на величину: - Издержек
- Прибыли
- Рентабельности предприятия
К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:
Ø оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
Ø определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
Ø выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
Ø разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.
Валоваяпродукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенную продукцию, выражается в сопоставимых ценах.
Товарнаяпродукция не включает остатки незавершенного производства и внутрихозяйственные обороты. Выражается в торговых ценах, действующий в отчетном году.
Реализованнаяпродукция – которая отгружена покупатели и за которую заплачены деньги или предоставлен коммерческий кредит с отсрочкой платежа.
Базисныетемпыроста – определяются как отношение данных текущего года к базисным
Цепныетемпыроста – отношение данных текущего года к данным предыдущего года
Среднегодовойтемпроста можно вычислить по среднегеометрической –
T=
n-количество лет
Т1 и тд – цепные темпы роста, выраженные в индексах.
17. Оценка и анализ ассортиментных программ: понятие ассортимента и оценка выполнения плана.
Ассортимент- перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием ее выпуска по каждому виду.
В соответствии с результатами маркетин.исследований возможного объема реализации продукции по ее видам и различным модификациям формируется плановый портфель заказов. На его основе разрабатыв. Ассортиментные программы (план по выпуску продукции определенных наименований и модификаций).
При планировании ассортимента продукции следует учитывать: величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, степень риска, наличие конкуренции, собственные производственные возможности.
При анализе эффективности ассортим.программ следует учитывать обновляемость продукции.
Для оценки степени обновления ассортимента рассчит. Коэф.обновляеости продукции (соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства). Новой продукцией считается продукция которая выпускается не более 3-5 лет.
Для анализа выполнения плана по ассортименту продукции сопоставляются плановые и фактические данные о выпуске продукции по конкретным наименованиям.
изделие | Товарная продукция в плановых ценах, тыс.руб | Выполнение плана, % | Товарная продукция зачтенная в выполнение плана по ассортименту | ||
план | факт | Тыс.руб | % | ||
А | 14 400 | 12 600 | 87,5 | 12 600 | 85,5 |
B | 16 800 | 16 632 | 99,0 | 16 632 | 99,0 |
C | 9 600 | 11 088 | 115,5 | 9 600 | 100,0 |
D | 7 200 | 10 080 | 140,0 | 7 200 | 100,0 |
Итого | 48 000 | 50 400 | 105,0 | 46 032 | 95,9 |
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
а) по способу наименьшего процента, когда в счет выполнения плана по ассортименту засчитывается наименьший процент выполнения плана по конкретным изделиям ( 87,5%). Этот метод применяется тогда, когда выпуск отдельных изделий лимитирует весь выпуск продукции;
б) с помощью среднего процента, который расчитывается путем деления общего фактич.выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (95,9% = ( 46 032 / 48 000) * 100%). Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту;
в) по удельному весу позиций, по которым выполнен план, к общему числу позиций(50%)
18.Анализ эффективности использования материальных ресурсов: этапы анализа, обобщающие показатели, источники информации
Информационной базой для проведения анализа использования материальных ресурсов являются планы материально – технического снабжения, форма №5 о затратах на производство, данных оперативного учета технологических служб о состоянии нормирования материальных ресурсов, данные экономических служб об определении нормативов производственных запасов, данные аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.
Основное содержание анализа использования материальных ресурсов состоит в поиске вариантов экономии и их рациональном использовании
Основными этапами являются:
1.анализ обеспеченности предприятия мат ресурсами. Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья и материалов с их плановой потребностью
2. анализ обоснованности норм расходов материальных ресурсов
3. выявление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами и обоснование оптимальной потребности в мат ресурсах. Большое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов, установлению нормативной величины запасов: текущих, сезонных и страховых
4.оценка эффективности их использования
К обобщающим показателям эффективности использования мат ресурсов относятся:
1.прибыль на 1 р мат затрат определяется делением прибыли от основной деятельности на сумму мат затрат
2. материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат
3. материалоемкость (обратно материалоотдаче) определяется отношением суммы мат ресурсов к стоимости произведенной продукции
4.удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции определяется отношением суммы мат затрат к полной себестоимости произведенной продукции; динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции
5. коэффициент материальных затрат – отношение фактической стоимости мат затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Если коэффициент больше 1 , то это говорит о перерасходе материальных ресурсов, если меньше, то мат ресурсы расходуются экономно.
6.коэффициент соотношения темпов роста объема производства и мат затрат – определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу мат затрат, характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи.
19. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов: понятие трудовых ресурсов, источники информации, анализ обеспеченности ими, показатели (коэффициенты) движения рабочей силы и показатели эффективности.
Трудовые ресурсы (ТР)- это совокупность работников различных профессий, категорий и квалификаций, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Все работники явл-ся либо рабочими, либо служащими.
Анализ ТР по след.направлениям :
- оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и движения рабочей силы;
- оценка эффективности использования рабочего времени;
- изучение производительности труда;
- изучение расходов на зарплату.
Источники информации: план по труду; статистическая отчетность «Отчет по труду»; данные таб.учета и отдела кадров.
Обеспеченность предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.
Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Нужно анализировать и качественный состав трудовых ресурсов и квалификации.
Показатели движения рабочей силы:
1) Коэф.обора по приему на работу ( )- отношение числа принятых за период работников ( ) к к среднесписочному их числу ( ).
2) Коэф.оборота по выбытию ( ) – отношение выбывших работников ( ) к к среднесписочному их числу ( ).
3) Коэф. Общего оборота ( ) – отношение суммы приема и выбытия к среднесписочному их составу.
4) Коэф. «текучести кадров» ( ) – отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию ( ) и за нарушение трудовой дисциплины ( ) к среднесписочному их составу.
5) Коэф.замещения ( ) – отношение разности числа принятых и выбывших к среднесписочному числу работников.
6) Коэф.постоянства состава персонала предприятия ( ) – отношение числа работников, проработавших более года ( ) к числу принятых.
Данные коэф. Не планируются- их анализ проводится сравнением показателей отчетного и предыдущего года.
Текучесть кадров означает что в течение года приходится принимать и обучать новых работников. Высокая текучесть кадров снижает уровень производит.труда.
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
Полноту использования ТР можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени(или по степени использования фонда рабочего времени).
Фонд рабочего времени равен кол-ву рабочих, умноженных на кол-во дней, проработанных каждым работником в среднем за год и на среднюю продолжительность рабочего дня.
Показатель эффект.использования ТР- производительность труда (отношение кол-ва выработанной продукции к численности работников).
Необходимым условием эффект.работы предприятия явл-ся опережающий рост темпов роста производительности труда к темпам роста заработной платы.
20.Основные производственные фонды: структура, источники информации, оценка, расчет и анализ движения и технического состояния ОФП, анализ эффективности их использования
Основные средства – это совокупн6ость материально-вещественных ценностей со сроком полезного использования, превышающем 12 месяцев, используемых в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты или услуги.
«Основные средства» = «основные фонды»
Источники информации: - план технического развития предприятия,
- приложение к балансу (форма 5)
- инвентарные карточки учета основных средств
Анализ ОПФ начинается с изучения основных фондов. Их динами и структуры.
Фонды: - Производственные (машины, станки, здания цехов).
- Непроизводственные (Основные средства ЖКХ, поликлиник, клубов)
Производственные средства делятся на: - Активную часть (рабочие машины и оборудование)
- Пассивную часть осн. средств (здания и сооружения)
Для анализа основных средств используется:
1) КОЭФФИЦИЕНТ ОБНОВЛЯЕМОСТИ
Коб = стоимость поступивших ОС / Стоимость ОС на конец периода
2) КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ
Квыб = Стоимость выбывших ОС / Стоимость основных средств на начало периода
3) КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТА:
Кпр = Стоимость поступивших ОС / стоимость ОС на начало периода
4) КОЭФФИЦИЕНТ ИЗНОСА:
Кизн = Сумма износа (аммартизации) ОС / Первоначальная стоимость ОС
5) КОЭФФИЦИЕНТ ГОДНОСТИ:
Кгод = 1 – коэффициент износа
6) СКОРОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ ОС:
Тобн. = Стоимость ОС на начало года / Стоимость поступивших ОС за год
Обобщающие показатели, характеризующие обеспеченность предприятия основными средствами:
· ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ:
ФВ = среднегодовая стоимость ОС /Среднесписочная численность рабочих в наибольшую смену
показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами.
· ТЕХНИЧЕСКАЯ ВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА:
ТВ = Среднегодовая стоимость производственного оборудования / среднесписочная численность рабочих в наибольшую смену
интегральный пок-ль отношения кол-ва технич. средств производства, используемых строительно-монтажными орг-циями к затратам труда рабочих.
Анализ технического уровня производства:
· КОЭФФИЦИЕНТ МЕХАНИЗАЦИИ ТРУДА (--> 0):
Кмех = Количество рабочих, занятых на автомат. Работах /общая численность рабочих
· КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВООРУЖЕННОТИ:
Ктв = Средняя стоимость машин и оборудования / обзая численность рабочих
· КОЭФФИЦЕНТ ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТИ ТРУДА:
Кэнв = установленная мощность машин и оборудования / общая численность рабочих
· КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛЕКТРОВООРУЖЕННОСТИ:
Кэлв = Количество потребляемой эоектроэнергии / 1 отработанный рабочими человеко-час
Анализ эффективности использования ОС:
· РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА:
Рок = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость ОС
· КАПИТАЛООТДАЧА (ФОНДООТДАЧА):
ФО = Стоимость произведенной продукции / среднегодовая стоимость ОС
· КАПИТАЛОЕМКОСТЬ ( ФОНДОЕМКОСТЬ):
ФЕ = среднегодовая стоимость основных средств производственного назначения / стоимость произведенной продукции за отчетный период
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ ОС:
Эос = ОС1 – ОС0 * (ВП1 / ВП0 )
(ВП1 – выпуск продукции в отчетном году,
ВП0 – выпуск продукции в предыдущем году,
ОС 1 – стоимость ОС в предыдущем году,
ОС 0 – стоимость основных средств отчетном году)
Для оценки основных средств могут использоваться:
1.натуральное измерение – применяется с целью определения технического состава оборудования, производственной мощности, составления баланса оборудования
2. Стоимостная оценка используется для изучения структура и динамики основных средств в целом для начисления их износа (амортизации) определения себестоимости и рентабельности производства.
Оценка осн средств по балансовой стоимости происходит в момент их постановки на учет в бухгалтерском балансе.
21. Анализ в системе маркетинга: цель анализа, анализ степени чувствительности спроса, эластичность спроса, анализ ценовой политики.
Для планирования объема производства и формирования производствен.мощности необходимо знать: виды продукции; объем производства; цена изделия; где и когда реализовать.
Для этого нужно изучить: -спрос на продукцию; -рынки ее сбыта, их емкость; -реальных и потенциальных конкурентов; - возможность организовать производство по конкурентной цене; - конкурентоспособность продукции.
Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. Спрос- объем товаров, кот.потребитель желает и в состоянии приобрести по определ.цене на протяж.периода времени на определ.рынке.
Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов называется эластичностью спроса. Различают эластичность спроса по цене и по доходам. Виды спроса: 1) эластичный Е>1; 2) не эластичный Е<1; 3) совершенно эластичный Е è ∞; 4) совершенно не эластичный Е=0; 5) с единичной эластичность Е=1 (темп роста спроса равен темпу снижения цены); 6) инверсный Е >0 (спрос который возрастает по мере увеличения цены).
Анализ рынков сбыта продукции. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от продаж, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить размер производства и продаж каждого вида продукции на рынках за последние 3-5 лет. По результатам анализа выделяют четыре категории товаров:
- «звезды» (приносят основную прибыль и способствуют эконом.росту);
- «дойные коровы» (переживают период зрелости, не нуждаются в инвестировании, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»);
- «трудные дети» (новые товары,нуждающиеся в рекламе, не приносят пока прибыль, но в будущем могут стать «звездами»);
- «мертвый груз» (нежизнеспособные товары, не способствуют эконом.росту, не приносят прибыли).
Стадии жизненного цикла:
- нулевая (изучение и апробация идей для разработки нового товара);
- первая (выпуск товара на рынок; на которой выясняется будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль невелика, т.к. значительные средства идут на рекламу);
- вторая (рост и развитие продаж);
- третья (зрелость; стабильный рынок; товар пользуется спросом, приносит регулярный доход);
- четвертая (насыщение и спад; товар не претерпевающий никаких изменений надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять).
Анализ ценовой политики предприятия. Ценовая политика предприятия состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей – овладение определенной доли рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной прибыли и т.д.
Ценовая политика должна корректироваться с условиями стадии жизненного цикла товаров. На стадии проникновения применяют политику «снятия сливок»; на стадии роста- политика должна ориентироваться на долгосрочную перспективу; на стадии зрелости- ЦП нацелена на получение краткосрочной прибыли; на стадии спада- применяются скидки, пока не появится новый товар.
22.Себестоимость продукции: определение, виды себестоимости, методы учета себестоимости продукции, постоянные и переменные затраты и их использование для расчета показателей
Себестоимость– выражение в денежной форме текущие затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.
Источники – Отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.
По объему учитываемых затрат различаются 3 вида себестоимости:
1. ценовая – включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности: прямые мат затраты на производство продукции, амортизацию цехового оборудования, зарплату основных производственных рабочих цеха и тд
2. производственная(себестоимость готовой продукции) – кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы (административно – управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.
3.полная себестоимость – (реализованной отгруженной продукции) – показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты)
Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановаясебестоимость определяется в начале планового периода (года) – исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей за этот период
Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.