Соотношение задач кредитной политики, стратегии и тактики компании
Уровень финансового менеджмента | Задачи |
Политика – выработка общей линии поведения в отношении использования заемных средств | - определение степени участия заемного капитала, допустимой степени зависимости от кредиторов в процессе финансирования текущей деятельности организации; - определение позиции организации в части привлечения заемных источников для финансирования капитальных сложений; - рациональное распределение долговой нагрузки организации в соответствии с особенностями ее производственного и финансового цикла. |
Стратегия – создание условий для гибкого финансирования за счет использования кредитных инструментов | - определение круга ключевых кредиторов для финансирования текущей деятельности и капитальных вложений; - определение форм заимствований с учетом особенностей производственно-финансового цикла предприятия, цены заемных средств и налогового аспекта заимствований; - поддержание оптимального уровня ликвидности и степени риска заемщика. |
Окончание табл. 1
Тактика – оперативное обеспечение гибкости финансирования за счет использования кредитных инструментов | - увеличение или уменьшение объемов заимствований в соответствии с изменяющимися потребностями предприятия; - переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости; - контроль за своевременным погашением долга и выплаты процентов; - текущее поддержание баланса между требованиями и обязательствами по суммам и срокам (ликвидности); - выбор форм реструктуризации долга. |
Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала, т. е., в сущности, модель управления оборотным капиталом, определяется ее политикой заимствований и зависит от ряда объективных причин[3]:
- масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия боле инертны, но у них более весомый собственный капитал;
- этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще;
- отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика;
- длительность производственно-финансового цикла и скорость оборота капитала: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала и равномерным поступлением выручки;
- сезонность, дискреционность расходов (одномоментные или постоянно осуществляемые).
Политика заимствований должна быть относительно стабильной, так как большинство из вышеперечисленных факторов практически неизменны в краткосрочном периоде или могут меняться незначительно. Изменение масштаба деятельности, переход предприятия на очередную стадию жизненного цикла потребуют изменения политики в области привлечения кредитных источников. Определение степени участия заемного капитала в финансировании текущей деятельности фирмы должно производиться на основе прогнозирования рисков заемщика, учета интересов собственников, акционеров. Фирма должна определить насколько широко она будет привлекать заемные источники финансирования, не выходя за границы допустимого риска.
Кредитная стратегия и тактика призваны конкретизировать кредитную политику организации и в конечном счете обеспечить наибольший эффект финансового рычага и эффективность использования заемных средств.
Кредитная политика предприятия ориентирована на процветание фирмы и создания для нее принципиально нового финансового менеджмента, способствующего укреплению ее финансово-экономи-ческого состояния.
Система мероприятий по коммерческому кредитованию, которая включает несколько важных элементов: кредитный анализ, решение вопроса о кредитном лимите, который может быть предоставлен заемщику, контроль за дебиторской задолженностью, управление остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товаров, различные способы финансирования, – будет рассмотрен далее в данном пособии.
В настоящее время правомерно говорить о расширении направлений использования кредита и разнообразии его форм на российском рынке банковских услуг. Банки стали предлагать различные формы финансирования компаний такие как, например, лизинг, факторинг и форфейтинг и т. д. В данном учебно-методическом пособии определена сущность этих и других понятий, а также их вклад в повышение эффективности корпоративного финансового менеджмента.