Бюджетная система. Бюджетное право.

1. Бюджетное устройство

2. Бюджетное право и бюджетный федерализм.

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы страны, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней, распределению доходов и расходов между отдельными уровнямии видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из неё.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства. В основе сущности бюджетного устройства лежат 2 основных понятия:

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетные права — представительных (законодательных) и исполнительных органов власти.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные органы власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ, бюджетная система состоит из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

2. Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты мунициппальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Мск и Спб), бюджеты городских и сельских поселений.

Источник финансового права — бюджетный кодекс РФ, а также федеральные законы о бюджете на очередной бюджетный год.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъекта РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных, представительных органов муниципальных образований.

С 1992 года введено понятие консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ не допускается. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходов денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

Местный бюджет.

Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образовани. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами МСУ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств МО не допускается.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населённых пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

2. Бюджетное право и бюджетный федерализм.

Бюджетное устройство и бюджетная система страны основаны на бюджетном праве (бюджетных полномочиях). Бюджетные полномочия — это установленные бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов гос власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Каждый уровень власти в соответствии с бюджетным кодексом наделён бюджетными полномочиями. К бюджетным полномочиям РФ относятся:

1. Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

2. Установление порядка составления и представления в федеральные органы сводов утверждённых бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчётов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчётности.

3. Определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований.

4. Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

5. Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов.

6. Определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов РФ.

7. Установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка её применения.

8. Установление единого порядка ведения бюджетного учёта и предоставление отчётности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:

1. Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета, субъектов РФ, и бюджетов территориальных внебюджетных фондов; осуществление контроля за их исполнением.

2. Установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению засчёт субвенций из бюджета субъекта РФ.

3. Осуществление государственных заимствований и предоставление гос гарантий; управление гос долгом и т.д.

Бюджетные полномочия субъектов РФ — городов федерального назначения Москвы и Санкт-Петербурга, помимо вышеперечисленных:

1. Определение законами указанных субъектов РФ источников доходов бюджетов внутри городских муниципальных образований.

2. Установление норматива отчислений доходов в бюджеты внутригородских МО от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет.

3. Определение объёма и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских МО

4. Определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских мунципальных образований.

Бюджетные полномочия муниципальных образований:

1. Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, осуществление контроля за его исполнением.

2. Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

3. осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами, определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и их предоставление.

4. Установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и т.д.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проекта бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признаётся нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечёт применение к нарушителю мер принуждения. К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

2. Блокировка расходов

3. Изъятие бюджетных средств

4. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, пени и иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ являются:

1. Неисполнение закона о бюджете

2. Нецелевое использование бюджетных средств

3. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (или неполное перечисление)

4. Несвоевременное перечисление, зачисление, предоставление отчётов, доведение до получателей бюджетных средств.

5. Финансирование расходов, не включённых в бюджетную роспись, а также в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств.

6. Несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание гос или мун услуг.

7. Несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, гос или мун долга и расходов на их обслуживание, установленных БК РФ.

Бюджетный процесс.

1. Понятие и участники бюджетного процесса.

2. Стадии бюджетного процесса.

В бюджетном кодексе РФ дано следующее определение:

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос власти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

В развитых странах бюджетный процесс охватывает довольно длительный период времени (2-4 года) и включает в себя следующие стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение его законодательными органами

3. Исполнение бюджета

4. Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета

Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

1. Максимальное выяснение всех материальных и финансовых ресурсов.

2. Определение доходов бюджета

3. Установление расходов бюджета

4. Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита.

5. Определение направлений использования бюджетного профицита

6. Контроль за процессом исполнения бюджетов по доходам и расходам и за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, получающих бюджетные средства.

Составление и исполнение бюджета является функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета — функцией законодательных органов. В РФ основным источником финансового права по бюджетному процессу является бюджетный кодекс РФ.

Участники БП:

1. Президент РФ

2. Высшее должностное лицо субъекта федерации, глава муниципального образования

3. Законодательные органы гос власти и представительные органы МСУ

4. Исполнительные органы гос власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.

5. ЦБ РФ

6. Органы гос и мун фин контроля

7. Органы управления гос внебюджетными фондами

8. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

9. Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета

10. Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицитов бюджета

11. Получатели бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет собственные задачи и действует в пределах закреплённых за ним полномочий. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определяются бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами соответствующего уровня власти.

Таким образом, БП есть деятельность законодательных и исполнительных органов власти по реализации функций государственного бюджета.

Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы происходит в соответствии с бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, законами субъектов федерации и законодательными актами муниципальных образований.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны, являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

1 стадия - Составление бюджета.

Поскольку закон о федеральном бюджете — единственный документ, в котором на законодательном уровне определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествуют разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов социально-экономического развития государства, отраслей, регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учётом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами. В соответствии с бюджетным кодексом РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на 1 год или сроком на 3 года в соответствии с законом субъекта федерации о бюджете.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов гос внебюджетных фондов устанавливаются правительством РФ.

Формирование бюджета начинается с разработки федеральными органами исполнительной власти и одобрения правительством основных показателей прогноза социально-экономического развития федерации.

Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов федераций и муниципальных образований. Основой для составления проектов бюджетов служат:

1. Бюджетное послание президента РФ.

2. Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики.

Разработка проекта бюджета включает два этапа: подготовительный и конкретно-адресный.

На подготовительном этапе проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года, финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.

Конкретно-адресный этап состоит в установлении объёма доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям и источникам покрытия дефицита бюджета.

До 1 октября текущего финансового года правительство РФ вносит в гос думу поект федерального бюджета на очередной финансовый год. Одновременно указанный законопроект предоставляется президенту РФ. Центральный банк до 1 октября представляет в гос думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, составление проектов бюджетов — это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период, но и закладываются реальные основы создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмв эффективного управления бюджетным процессом.

2 стадия - Рассмотрение и утверждение бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в государственную думу со следующими документами и материалами:

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.

2. Предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год.

3. Прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.

4. Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период.

5. Рассчёты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

6. Основные показатели государственного оборонного заказа.

7. Верхний предел гос внешнего и внутреннего долга РФ

8. Методики и рассчёты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трёх чтениях.

Первое чтение.

Проходит втечение 30 дней со дня его внесения в государственную думу. Обсуждается концепция проекта, прогноз социально-экономического развития РФ, в т.ч. объём ВВП, уровень инфляции, основные направления бюджетной и налоговой политики. Рассматриваются основные характеристики федерального бюджета: общий объём расходов, объём нефтегазового трансферта, верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга, дефицит(профицит) федерального бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы и т.д.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства РФ. В случае принятия госдумой законопроекта в первом чтении, утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального закона, госдума может:

1. Передать указанный законопроект в согласительную коммиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета.

2. Вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку.

3. Поставить вопрос о доверии правительству.

Второе чтение.

Втечение 35 дней со дня принятия в первом чтении рассматриваются:

1. Приложение к федеральному закону о бюджете, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

2. Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объёма расходов федерального бюджета, утверждённых в первом чтении.

3. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год.

4. Программа государственных внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период.

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в комитет госдумы по бюджету.

Третье чтение.

Госдума рассматривает в третьем чтении законопроект втечение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый государственной думой федеральный закон о федеральном бюджете втечение дней со дня принятия передаётся на рассмотрение совета федерации. Совет федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете втечение 14 дней со дня представления государственной думой. При рассмотрении проводится голосование на предмет его одобрения в целом. Одобренный советом федерации федеральный закон о федеральном бюджете втечение пяти дней со дня одобрения направляется президенту РФ для подписания, а затем обнародуется через СМИ.

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — совокупность операций по формированию и использованию средств бюджета. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов федеральное казначейство открывает в ЦБРФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются федеральным казначейством либо органом государственной власти. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с бюджетной классификацией РФ и росписью доходов и расходов бюджета утверждаемой минфином. В РФ устанавливаются следующие распределения полномочий между участниками бюджетного процесса по исполнению бюджетов. Органами, обеспечивающими исполнение бюджета соответствующего уровня являются: правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъектов федерации и местной администрации. Органами, организующими исполнение бюджета, являются соответствующие финансовые органы. Органом, осуществляющим кассовое обслуживание бюджетов является федеральное казначейство.

Финансовые органы устанавливают порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти с соблюдением следующих принципов:

1. Принцип единства кассы — предусматривает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета (ФК), открывает в учреждении Банка России единый счёт, на который зачисляются все поступающие доходы бюджета и производятся все предусмотренные бюджетом расходы.

2. Принцип осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счёте бюджета.

3. Принцип подведомственности — распорядитель и получатель бюджетных средств могут получать показатели бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объёмы финансирования только от главного распорядителя бюджетных средств того бюджета, в ведении которого они находятся. Ежемесячно орган фед казначейства осуществляет сверку операций на лицевых счетах совместно с главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств.

Исполнение бюджета по доходам.

В соответствии со статьёй 218 РФ исполнение доходов бюджетов по доходам предусматривает:

1. Зачисление на единый счёт бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году.

2. Возврат излишне уплаченных\взысканных сумм.

3. Зачёт излишне уплаченных\взысканных сумм в соответствии с НК РФ.

Уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов по расходам.

Бюджеты всех уровней по расходам исполняются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, что предусматривает:

1. Принятие бюджетных обязательств - получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённой до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения договоров, контрактов с физическими и юридическими лицами или в соответствии с законом иным правовым актом.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме разрешительной надписи акцепта посре проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств установленным финансовым органом.

Подтвердение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платёжных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счёта бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Отчёт об исполнении бюджетов.

Составление отчёта об исполнении бюджета и утверждение отчётов в форме принятых законодательных актов составляет четвёртую стадию бюджетного процесса. Все доходы, средства заимствования, расходы, дефицит бюджета, а также операции в процессе исполнения бюджета регистрируются в бюджетном учёте.

Бюджетный учёт осуществляется уполномоченным исполнительным органом в соответсвии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ. Единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчётности, план счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются министерством финансов. В конце отчётного года министр финансов издаёт приказ о закрытии бюджетного года и подготовки отчётов.

Главные администраторы средств бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчётность в счётную палату РФ для внешней проверки. Правительство РФ не позднее 15 июня направляет в счётную палату годовой отчёт об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в госдуму. Счётная палата проводит внешний аудит отчёта, готовит заключение и не позднее 1 октября текущего года представляет его в госдуму и правительство. Одновременно с годовым отчётом об исполнении Фед Бюджета правительство представляет:

1. Проект федерального закона об исполнении федерального Бюджета за отчётный финансовый год.

2. Баланс федерального бюджета

3. Отчёт о результатах финансовой деятельности

4. Отчёт о движении денежных средств

и др.

По результатам рассмотрения годового отчёта об исполнении федерального бюджета госдума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.

Наши рекомендации