II часть. Потребительский Кризис, как тест на профессионализм
Честно говоря, я не ожидал, что первая часть «Пути Мастера» вызовет такой резонанс. Я получил 86 электронных писем с Вашими отзывами (притом, что мой электронный адрес в статье не указывался). Большинство откликнувшихся солидарны с тем, что массаж - это не только «дозированное механическое воздействие». Многие из Вас тоже считают, что массажист может стать Мастером, если он, помимо виртуозного владения техникой массажа будет использовать практики личностного роста. Мастер - не только «отпускает процедуры»,не только декларирует «высокие принципы здорового образа жизни» он сам живёт по этим принципам. Наши клиенты, приходя в спа-клуб, мечтают обрести гармонию… Именно Мастер, в идеале, должен быть носителем этой самой гармонии. В первой части я поделился опытом великих Мастеров, как с помощью гармонизации режима дня и корректировки собственного питания получить то самое – устойчивое позитивное настроение, а вместе с ним и внутреннею энергию. Это сила называется сила Благости, или, согласно аюрведе – гунна саттва. Чтобы получить вполне осязаемые плоды от этих практик должно пройти около двух месяцев. Через два месяца вы станете замечать удивительные вещи! Ваша жизнь (и личная и профессиональная) начнёт меняться к лучшему. Впрочем, для того чтобы вы мне поверили – вы должны попробовать. Это знание – практическое, рассуждать хорошее оно или плохое – бессмысленно – нужно пробовать?
Во второй части «Пути Мастера», речь пойдёт о правильных взаимоотношениях между Мастером спа и Руководителем спа.
Будем считать, что многие из вас «примерили» знания из первой части и некоторые стали уже получать первые результаты. Этот этап – нормализация внутренней системы – будет продолжаться и дальше (может быть – и всю жизнь…) Теперь самое время начинать наладку системы внешней. Мне часто приходится слышать от коллег-массажистов: «Руководитель меня не понимает. Все мои инициативы остаются без ответа. Заставляют приходить на работу строго по графику и сидеть «от звонка до звонка» даже, если нет клиентов. Рекламы нет. Зарплату могли бы платить и побольше … и так далее». «Ну что ж, всё закономерно – согласно классике марксизма-ленинизма – извечный антагонизм пролетариата и эксплуататора»,- скажете вы.
Позволю, не согласиться. Стремление к гармонии в спа не может быть избирательным. Гармония простирает свои лучи на все сферы деятельности и на всех участников этой деятельности.
Итак, каковы же эти правильные и справедливые отношения? Насколько они реалистичны в принципе? А тем более в наступающие времена – времена финансового кризиса. Считается, что именно в такие переломные моменты экономики, да и вообще - в переломные моменты жизни – происходит своеобразный катарсис – процесс очищения, отбрасывания лишнего, ненужного, процесс обновления. Процесс тяжёлый, но конечный результат позитивный. Но позитивный с точки зрения процесса – то есть глобально. А вот с точки зрения конкретного участника процесса, то есть конкретно с Вашей точки зрения , уважаемый массажист, - позитивный исход совсем не обязателен. Эта статья должна вооружить вас необходимым знанием, мастера спа, чтобы кризис стал для вас именно этапом личного и профессионального роста, а не вышвырнул вас на обочину, не причинил вам незаслуженные страдания. Эта статья не для руководителей. Хотя проблемы, конечно, не будет, если руководитель прочтёт эти страницы. Просто классический менеджмент учит в период внешнего кризиса максимально ужесточить дисциплину (внешнее проявление дисциплины), сократить все расходы и так далее. Однако, не нужно забывать про внутренние механизмы процесса. Мы рассмотрим только ту сторону процесса, которая касается Мастера. Можно ли улучшить процесс в целом, влияя на него лишь с этой стороны? Да можно. Более того, у настоящего Мастера нет другой возможности прогрессировать.
Итак, по порядку.
1.Прежде всего, необходимо сделать анализ существующей ситуации. Первое, что интересует вас при рассмотрении возможности работать на том или ином месте – материальный аспект. Даже если вы уже работаете давно – данный вопрос периодически возникает. Очень часто ответ вызывает ощущение несправедливости. Вы оцениваете количество зарабатываемых денег, относительно проделанной вами работы, относительно своих коллег , относительно навязываемых образов успешности через mass media и так далее. Странное дело – всегда хочется больше. Массажист приезжает в Москву из Воронежа. Предел его мечтаний зарабатывать 45000 рублей в месяц . Через 6 месяцев – 45000 – уже покорённая высота, кажется, что на такие деньги в Москве прожить не возможно. Работаем ещё больше – зарабатываем ещё больше. Через какое-то время ситуация снова вас не устраивает. Вы ищете новое место работы, на ваш взгляд – более вас достойное. Далее – здоровья становится меньше, а недовольство увеличивается. Грустная картина? Но согласитесь – реалистичная. Что делать? Определите, что для вас является справедливой оплатой на данном этапе. На следующем. Сколько конкретно нужно денег в принципе. Для чего. Если деньги используется только для достижения материальных целей, либо являются самоцелью – счастья и здоровья не будет. Для чего же ещё нужны деньги, спросите вы. Существуют духовные аспекты реализации личности, в материальном мире эти аспекты часто требуют материальных рычагов воплощения. Ещё проще об этом сказал древний мудрец Чинаки Пандита : «Трудолюбивый никогда не будет нуждаться». Обратите внимание – ТРУДОЛЮБИВЫЙ. В этом ключ материального успеха. Любовь к труду, а не к результатам труда. Значит ли это, что не имеет значение зарплата вовсе? Нет, не значит. Деньги необходимы в материальном мире, это известно. Но деньги, пришедшие к вам справедливым путём на справедливых условиях. Пример, вы работаете на дому. Ваши клиенты – эта несколько семей в коттеджном посёлке. Семьи очень богатых людей. За сеанс массажа вам платят 150 евро. Каждый рабочий день приносит вам не меньше 450 евро. При этом – никаких налогов, никаких начальников. Красота! Очень скоро эта финансовая ситуация становится почти рутинной. Вы привыкли, и меньшая ставка, кажется вам просто недостойной вас. И вдруг, случается нечто. Кризис, УК РФ, ваша болезнь, эмиграция, да всё что угодно…как результат – вы потеряли своих богатых клиентов. Вы по-прежнему тот же специалист, ваши навыки, знания, умения хорошо делать массаж – всё при вас. Но внутри – ощущение несправедливости. Любое следующее предложение работодателя звучит почти как оскорбление. Вы в принципе – обречены. Вырваться из этого состояния крайне сложно, почти не возможно. «Сказка о рыбаке и рыбке» - и вы в числе главных героев. Другая крайность – работать за «спасибо» или только «за идею». Иными словами, если вы находитесь в состоянии обязательств перед материальном миром (а мы все так или иначе находимся в состоянии определённых обязательств перед детьми, родителями, супругами), вы просто обязаны зарабатывать адекватно своему трудолюбию и таланту. Пример, вы работаете массажистом в поликлинике (или в спортивной команде). Какое-то время вас всё устраивает. Вы уважаемый человек – ваши пациенты вам признательны. Зарплата маленькая – ну ничего. Зато подаренная от души коробка конфет из рук, почувствовавшего облегчение пациента – какое-то время компенсирует и невысокий статус районной поликлиники и не высокую зарплату. Какое-то время. Затем проходит любовь к труду (семья требует больших результатов труда). Снова разочарование, озлобленность, несправедливость…
Вроде – совсем разные примеры. Суть всё же одна. Отсутствие справедливого и адекватного подхода к материальному аспекту. Хорошо, если удаётся сделать анализ «на берегу», до приёма на работу. Но осознание этого аспекта нужно сделать в любом случае, лучше раньше, но никогда не поздно. Обязательно изучите следующие факторы:
-Условия работы. Географическое расположение объекта – на сколько удобно клиентам находить и добираться до салона. Дорога на работу – время, маршруты движения, стоимость проезда. График работы. Возможность совмещения данной работы с другими местами работы , в том числе работа на дому. Количество массажистов (спа-мастеров). Ваше рабочее место. Массажный стол. Размер кабинета. Уровень освещённости. Душ. Комната отдыха. Место приёма пищи.
-Оплата труда. Практика показывает, что наиболее справедливая форма - % от выручки. Этот процент может варьироваться в зависимости от объёма выручки. Меньше выручка – меньше процент, выше выручка – выше процент. Дополнительно, может назначаться % с домашних продаж. Фиксированный оклад – возможен лишь на период сразу после открытия салона (2-3 месяца, не более 15000 рублей для Москвы). Режим получения зарплаты (какими частями, в какой срок).
-Анализ прайс-листа и реальной восстребованности данных услуг для данного салона (для уже работающих салонов). Это должен быть именно анализ, а не приговор. Помните, руководитель не обязан вам приводить клиентов! Пример из собственной практики. Я пришёл работать в салон «Каприс». У меня не было ни одного клиента. Зато было просто огромное желание делать хороший массаж. И я стал делать массаж всем сотрудникам. Я был уверен, что рано или поздно придёт платный клиент. Мне нужен был только один платный клиент. И он пришёл. Он стал моим «рекламным агентом», моим «PR-директором», моим мощным стартом. Действительно, через пару месяцев ко мне не возможно было записаться. По 10-14 клиентов в день. Каждый день. Несколько лет. Всё началось с огромного желания работать и с первого клиента.
-Социальный пакет и бонусы. Не все работодатели оплачивают больничный и отпуск. Выясните эти вопросы вначале трудового пути. Обслуживание у коллег – бесплатно или со скидкой, в рабочий день или в выходной.
Выше указаны основные положения материального аспекта. Изучив эти положения, предложите улучшения руководителю. Помните, руководитель охотно рассматривает улучшения ПРЕДПРИЯТИЯ, а не Ваши личные улучшения. Поэтому, «увеличьте мне зарплату, так будет лучше для всех» - вряд ли будет весовым аргументом для директора. А если Вы спокойно объясните свои обязательные ежемесячные платежи (кредиты, аренда квартиры и т.д.), выскажите свою преданность компании, объясните эффективность своего профессионального потенциала – то шансов у Вас будет значительно больше. В любом случае – примите ситуацию – и, если Вы остаётесь на этом месте, – отныне материальный аспект становится вторичным. На практике применяется принцип временного согласия. То есть, «на 12 месяцев меня устраивает данный материальный аспект. В январе 2010 я рассчитываю, что мой профессиональный опыт вырастит и это будет оценено». А пока – не отвлекайтесь – получайте наслаждение от процесса.
2. М-да, материальный аспект занял довольно много места ? В нашей жизни ситуация такая же. Однако, к счастью, это не всё. Следующий аспект – аспект горизонтального роста. Этот аспект Вы также должны выяснить «на берегу». Но также как и с материальным аспектом - лучше позже, но не поздно никогда. Горизонтальный рост – это увеличение профессиональных знаний и специального опыта через внешние источники. Вы, конечно, знаете, что раз в 5 лет нужно повышать квалификацию массажиста. Возможно, вы испытываете периодическую потребность изучать новые методики. А порой Вам хочется сравнить свой опыт с опытом коллег (участие в спа-чемпионатах). Это и есть горизонтальный рост. Я не сторонник «запихивания» в себя лишней бессистемной информации. Сегодня много массажных школ, академий эстетики и т.д.. Появилась возможность изучать массаж заграницей. Возникли многочисленные «гуру» от спа и от массажа. Как отделить зёрна от плевел? Прежде всего, нельзя объять необъятное. Нельзя, да и не нужно. Само количество техник массажа вряд ли сделает Вас счастливее. Вам крайне важно изучить «смежные науки». Освойте своё собственное тело с помощью йоги, тайчи или, может, благодаря, славянской здраве. Это не просто гимнастические комплексы. Это гармонизирующие системы. Изучайте философию, историю, религию. Именно эти знания, а не очередная техника авторского массажа, увеличивают для вас степень профессиональной свободы. Но самое главное, для спа-мастера – это искусство создания конструктивного позитивного пространства. Это и самое сложное. Для этого необходима внутренняя база. Об этом Вы уже прочитали в 1 части в предыдущем номере. Но все же вернёмся к массажу и спа-технологиям. Отдавайте предпочтение тем курсам, семинарам, мастер-классам, которые соответствуют следующим четырём критериям:
-Результативность. На что конкретно направлен массаж (спа-технология). Напомню, в спа-массаже существует всего три направления : лечебно-профилактическое; эстетическое; коррекция психо-эмоционального фона. Выясните, кто проводил объективизацию результатов, и что являлось инструментом объективизации.
-Безопасность. Противопоказания – относительные и абсолютные. И ещё – отношение Минздравсоцразвития к данному шедевру.
-Креативность. На сколько популярно и востребовано, то чему Вы собираетесь обучиться.
-Рентабельность. Обязательно учитывайте себестоимость процесса (расходные материалы, дополнительное оборудование и его амортизация, стоимость самого обучения и так далее).
Как часто нужно учиться? Если Вы только вошли в мир СПА – Вам нужно учиться раз в квартал по одной неделе. При этом после недельного обучения необходимо ещё четыре недели оставить для отработки и шлифовки полученных навыков. Отработка происходит без отрыва от производства. На следующий год и в дальнейшие годы – достаточно 1-2 недели для повышения квалификации. Кроме непосредственного обучения существуют иные формы горизонтального роста. Это – конференции, спа-институты, форумы. На особом счету ПРОФИСПАКЛУБы - встречи профессионалов спа, на которых помимо выступления признанных экспертов и авторитетов, обязательны выступления самих специалистов – то есть Вас. Подчас это весьма критичные и острые замечания к докладам авторитетов, а иногда - это удивительные откровения о собственном профессиональном опыте. Отдельно нужно рассказать о чемпионатах по спа-массажу. Для многих большой вопрос – как можно оценить массаж? Тем более - со стороны. Ответ прост – также, как оценивается фигурное катание. Мы признаём оценку как справедливую при соблюдении двух условий – справедливые и понятные критерии оценки и авторитетные и бескомпромиссные судьи. Участие в чемпионатах – это высший тренинг, направленный на совершенствование психической дисциплины Мастера. Помните об этом – никаким иным образом Вы не сможете укрепить это качество.
Ещё очень важный момент – руководитель не обязан финансировать Ваш горизонтальный рост (финансирует – отлично, кредитует – замечательно, но он не обязан это делать). Руководитель должен предоставлять время для горизонтального роста сотрудника по согласованному плану.
3. И, наконец, - вертикальный рост.
Сразу оговорюсь, это не для всех. Вертикальный рост предполагается для тех специалистов, которые способны управлять другими людьми. Управлять – значит осознанно брать на себя ответственность за судьбы других. Умышленно пишу об этом вначале, потому что это нужно сразу осознавать. А теперь подробнее. На определённом этапе профессионального пути многие из Вас почувствуют потребность передавать знания более молодым сотрудникам, организовать процесс более эффективно. Многие из Вас через какое-то время начинают мечтать о собственном деле. Но нет средств… Вам это уже знакомо? Для меня тоже когда-то существовала такая проблема. Но. Отдавайте себе отчёт, что взгляд со стороны всегда имеет превосходство. Нам кажется, что мы бы сделали лучше, чем наш руководитель. Однако не забывайте – у Вас нет опыта управления, нет опыта хозяйствования. А без этого – Вы можете сделать несчастными многих людей – и клиентов, и подчинённых, и себя самого. Идеально, если Вы уже в нынешнем предприятии имеете возможность получить это ценный опыт. В бизнесе это называется младший партнёр. Ваш руководитель назначает Вас ведущим специалистом (старшим смены, спа-технологом и т.д.). На Вас возлагается обязанности помощника руководителя. Вы – участвуете в отборе и тестировании новых сотрудников, занимаетесь передачей профессиональных навыков, в Вашем ведении вопросы дисциплины. Вы следите за нормой расхода материалов, за соблюдением технологий. За эту работу Вы получаете дополнительный процент или фиксированный дополнительный оклад. Но главное – вы получаете колоссальный опыт, так сказать под страховкой существующего предприятия. Вертикальный рост возможен только при условии развивающегося предприятия. А вот формы развития могут быть разнообразны – и вовсе не обязательно – это должно быть открытие следующего салона. Существуют и другие формы – open spa, spa mobile и другие. Думайте, предлагайте! Грядёт интересное время, время Вашей реализации!
Заключение.
Наверняка на вашем предприятии в 2009 году пройдёт собрание коллектива. Это будет в чём-то особенное собрание. Вы можете воспринять услышанное как внешнее ужесточение Ваших свобод. Возможно, Вы наметите один из трёх путей: перейти на работу с домашними клиентами; перейти в другой салон; или попытаться всё же трансформироваться для требований нынешнего времени (не думайте, что это требования Вашего руководителя, он просто озвучивает требования времени). Количество домашних клиентов будет сокращаться, в другом салоне через какое-то время возникнут те же проблемы и те же требования. Скорее всего, вам проще будет более чётко выполнить три антикризисных правила:
- безупречная дисциплина;
-легендарный сервис;
-строгое соблюдение эффективных технологий.
Сегодня мы затронули очень важную и сложную тему – взаимоотношения с руководством. В следующей части мы рассмотрим особенности самого процесса массажа – его невидимую составляющую и как обратную сторону процесса – мы изучим вопросы энергетической защиты мастера. До встречи!