IPO – как инструмент финансирования развития компании
Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании. IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. Так, например, стоимость привлечения финансирования аптечной сети «36,6» после IPO снизилась в среднем с 18 до 13%. Став публичной компанией, «36,6» не только оптимизировала структуру капитала и получила более эффективный доступ к рынкам капитала, в том числе западным, но и открыла новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка. Многие отечественные предприятия с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
В силу различных требований к публичным компаниям, таких как раскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств в ближайшие два года могут лишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей[96]. К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранного капитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущий бизнес, где отлаживали процессы в соответствии с западными же требованиями), а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные. Остальным потребуется чуть больше времени, чтобы стать публичной компанией.
Российские компании в зависимости от целей и предпосылок размещения могут выбирать различные механизмы IPO – выпуск ADR, размещение в России и на западных биржах.
Основными критериями при выборе площадки и механизма для размещения являются:
- цена размещения / потенциал роста котировок;
- целевая группа инвесторов (российские/иностранные, стратегические / институциональные / спекулятивные / фонды и т. д.);
- размеры компании;
- активность торгов / ликвидность акций;
- требования по раскрытию информации в ходе и после размещения и уровень ответственности менеджмента за организацию данного процесса;
- сроки реализации проекта;
- затраты, связанные с тем или иным механизмом размещения;
- традиционные рынки, на которых котируются компании отрасли;
- имиджевые эффекты.
Важно отметить, что листинг на той или иной бирже не означает привлечения только определенной группы инвесторов. Например, листинг на российских биржах при условии соблюдения международных стандартов раскрытия информации и финансовой отчетности предполагает участие как российских, так и международных инвесторов. Именно такая ситуация возникла при IPO корпорации «Иркут», когда более половины объема размещения выкупили иностранные инвесторы.
Основными партнерами компании при подготовке к IPO и непосредственно в процессе размещения на бирже являются банк-андеррайтер (лид-менеджер, обычно он выступает в роли координатора всего проекта, от которого зависит, удастся ли компании выйти на рынок на подъеме, структура будущих владельцев акций компании и, следовательно, стабильность будущих торгов), юридическая компания, аудиторская фирма и PR-агентство. К выбору этих партнеров нужно подходить особенно внимательно. Функции всех участников IPO представлены в табл. 26.
В качестве андеррайтера лучше привлекать компанию, которая обладает большой клиентской базой и известна на рынке, где будет происходить размещение. Для нас основными критериями выбора банка-андеррайтера были стоимость, в которую он оценивал компанию, объем эмиссии, предлагаемая структура, место и сроки размещения, а также вознаграждение, которое банк требовал за свои услуги. Надо сказать, что эти параметры у разных банков отличаются довольно сильно, например, в ходе проведения тендера нам назывались сроки подготовки к эмиссии от полугода до полутора лет. Чтобы определить, какой период действительно является реальным, нам пришлось проделать довольно большую работу по сбору частных мнений инвесторов и подготовке детального time-table всего проекта. Итоговый срок составил восемь месяцев. Что касается аудиторов и юристов, то их можно и нужно выбирать заранее, так как еще до выхода на IPO компании требуются аудированная отчетность и юридически прозрачная структура[97].
Таблица 26[98]
Функции участников IPO
Участник | Функции | Эффект для акционеров и компании |
Акционеры компании | Принимают стратегические решения по проекту IPO по итогам консультаций с андеррайтером, одобряют параметры размещения (цену, объем, площадки и др.), а также структуру сделки | Мониторинг проекта и контроль над ключевыми решениями |
Менеджмент компании | Готовит необходимые информационные материалы, принимает решения по проекту совместно с андеррайтером, осуществляет необходимые корпоративные действия | Текущий мониторинг и контроль проекта |
Лид-менеджер (андеррайтер) | Разрабатывает план проекта и схему IPO, координирует работу команды проекта, организует синдикат банков, осуществляет андеррайтинг, проводит роуд-шоу, взаимодействует с инвесторами, биржами, ФКЦБ и др. государственными органами | Полный контроль над проектом в интересах компании – все параметры, сроки и стоимость; принятие рисков (андеррайтинг) |
Коменеджер | Аллокация – приобретение акций для своих клиентов | Расширение круга потенциальных инвесторов |
Юридические консультации | Осуществляют полное юридическое сопровождение проекта, участвуют в проведении due diligence, подготовку всех юридических документов по сделке, проспекта эмиссии, информационного меморандума, разработке схемы IPO, дают юридические заключения | Исключение юридических рисков в ходе и после реализации проекта |
Окончание табл. 26
Аудиторы | Заверяют финансовую отчетность компании по российским стандартам, готовят и заверяют отчетность по МСФО, проводят независимый анализ проспекта эмиссии, осуществляют консультации в рамках due diligence, предоставляют комфортное письмо (подтверждение аудитором точности финансовой информации, опубликованной в проспекте) | Доверие инвесторов к финансовой информации, предоставленной компанией |
Финансовый консультант | Готовит проспект эмиссии | Гарантирует регистрацию проспекта ФКЦБ в срок |
PR-агентство | Осуществляет полное PR-сопровождение проекта, взаимодействует с зарубежными и российскими СМИ, активно работает с PR- и IR-службами компании | Повышение авторитета компании, создание интереса вокруг размещения |
Принтер | Печать предварительной и основной версии проспекта эмиссии по международным стандартам и др. документов по сделке | Качественное производство и распространение ключевых документов проекта |
- По материалам доклада Михаила Лещенко, директора управления корпоративных финансов МДМ-Банк - Коменеджер – банк или инвестиционная компания, осуществляющая поддержку проекта IPO совместно с лид-менеджером. Например, коменеджером по размещению корпорации «Иркут» выступал банк Credit Swiss First Boston. - Проспект эмиссии по международным стандартам необходим для привлечения западных инвесторов, которые активно работают на российском фондовом рынке (инвестиционные компании и фонды). |