Понятие межбюджетных отношений. Виды

Межбюджетные отношениярегулируются БК РФ и представляют собой денежные отношения, возникающие между органами госуд.власти и органами МСУ по поводу распределения и перераспределения бюдж.средств в порядке б.регулирования.
В соответствии со Ст.129 БК РФ основными функц.элементами межбюдж. отношений являются денежные отношения по : разграничению доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; распределению доходов и расходов; перераспределению тех же.
Разграничение- установление собственных доходов бюджета на постоянной основе (полномочий органов власти).

Распределение- передача доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой чаще на 1 фин.год в пределах нормативов отчислений, установленных в бюджете органа власти, кот. передает такие доходы.

Перераспределение- передача денежных средств бюджету другого уровня или вида с целью покрытия кассовых разрывов или в формах фин.помощи на выравнивание бюджетных доходов.

Основными принципами межбюджетных отношений являются:

1. гласность и прозрачность

2. взаимная ответственность сторон за исполнение межбюдж.обязательств

3. равенство прав субъектов и муниц.образований

4. выравнивание миним.бюджетной обеспеченности субъектов фед-ции и муниц.образований

5. четкая нормативная регламентация нормат.отношений.

Межб.отношения должны способствовать:

А) обеспечению гарантий единого доступа граждан в независимости от места их проживания к основным социальным благам и услугам

Б) усилению ответственности органов власти, МСУ в наращивании налогового потенциала
В) реализации бюджетно-налоговой политики в рамках отдельного территориального образования.
Недостатки межбюджетных отношений в России:

-высокая степень централизации бюдж.ресурсов и бюдж.полномочий на фед.уровне (от объемов фин.помощи);

-многоканальность перераспределения средств

- низкая заинтересованность территориальных органов власти в мобилизации внутренних ресурсов

-слабая норм.регламентация межб.отношений

-ослабление отв-ти органов власти субъектов фед-ции и МСУ за результативность исполнения собств.бюджетов.

Формы межбюджетного распределения средств: дотации, субвенции (целевой характер). Субсидии, бюджетные ссуды, бюджетные компенсации. Дотация предоставляется бюджету для финансирования его текущих расходов, т.е. средства поступают безвозвратно и безвозмездно. Получение дотаций свидетельствует о плохом финансовом положении.
Субвенции- денежные средства, поступающие в бюджет на возмездной, безвозвратной основе для финансирования целевых расходов.

Субсидии- (БК РФ)- долевое финансирование целевых расходов нижестоящего бюджета.
Бюджетные ссуды- на возвратной, возмездной и безвозмездной основах на срой не более 6 месяцев в течение финансового года для финансирования внутригодовых кассовых разрывов.
Бюджетные компенсации- сумма ден.средств, которые передаются нижестоящему бюджету с целью возмещения выпадающих доходов или на покрытие дополнительных расходов, связанных с реализацией федеральных обязательств.

В федеральном бюджете расходы на финансовую поддержку субъектов РФ распределяются между следующими фондами:

1) фонд финансовой поддержки субъектов федерации- из него средства предоставляются на выравнивание бюдж.обеспеченности субъектов фед.по текущим расходам (фин.помощь- 65%)

2) фонд компенсаций- обеспечение социальных выплат и льгот по фед.законодательству, финансируемых из бюджетов субъектов федерации (+ субсидии, субвенции) (фин.помощь – 14% ??)

3) фонд софинансирования соц.расходов- фин.поддержка программ реформирования соц.сферы в регионах- субсидии (фин.помощь- 2%)

4) фонд региональных бюджетов- инвестиционная поддержка регионов- субсидии (фин.помощь- 8%)

5) фонд реформирования региональных финансов- субсидии и субвенции ( около 11% получается ??)

Билет 18

1. Активные операции коммерческих банков: основные признаки и структура.

Операции коммерческих банков делятся на пассивные и активные.

Акт-ые опер-ии - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях

1. получения дохода

2. обеспечения своей ликвидности

По экономическому содержанию:

1. Ссудные операции - это операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог, - это учетные (учетно-ссудные) операции.

2. Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами

3. Инвестиционные операции - Это операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещение средств в виде срочных вкладов в других кредитных организациях.

4. Кассовые операции - это операции по приему и выдаче наличных денежных средств. Более широко кассовые операции можно определить как операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также с формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах банка и счетах клиентов коммерческого банка.

5. Валютные операции - Это операции по купле-продаже иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках

6. Гарантийные операции - Это операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионых

С точки зрения ликвидности:

Высоколиквидные активы

Ликвидные активы

Долгосрочные активы

Труднореализуемые и безнадежные активы

Наши рекомендации