Участие РФ, ее субъектов и муницип. образ-ний в гр. обороте
РФ, ее субъекты, а также муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями. Правовой статус этих публичных образований, выступающих в качестве субъектов гражданского права, приравнен к правовому статусу юридических лиц, если иное не вытекает из закона и их особенностей. Например, публично-правовые образования, в отличие от юридических лиц, не вправе отказываться от права собственности (ст. 236 ГК).
Каждое из указанных выше государственных и муниципальных образований своими законодательными и иными нормативными актами определяет круг органов, через которые эти образования осуществляют свои гражданские права, принимают и исполняют обязанности. Так, в обязательствах из причинения вреда, подлежащего возмещению за счет государственного или муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 107] ГК). По специальному поручению от имени государственных и муниципальных образований могут выступать и частные лица.
Предел гражданско-правовой ответ-ти публично-правовых образований по своим обязательствам ограничивается размерами казны этих субъектов; из состава казны исключается имущество, к-е не может находиться в частной собственности. Казну составляет имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юр.и лицами. Возможность обращения взыскания на такие объекты казны, как земля и природные ресурсы должна быть специально предусмотрена законом.
Ответ-ть государственных и муниципальных образований по обязательствам друг друга исключается. Полностью исключена и
ответ-ть созданных такими образованиями юридических лиц по обязательствам этих образований. Сами такие образования отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц лишь в случаях, специально предусмотренных законом, — например, РФ несет субсидиарную ответ-ть по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (ст. 115 ГК).
В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юр.и лицами закон называет также Российскую Федерацию и ее субъектов (ст. 2, 124ГК).
РФ и субъекты РФ будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права: организационное единство; обособление имущества; признак ответ-ти по своим обязательствам (ст. 126 ГК); возможность выступления РФ и ее субъектов от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).
Характеризуя правосубъектность РФ и ее субъектов, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Однако, РФ, субъекты РФ составляютособую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.Им присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц:
- они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему – РФ, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т.е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях.
- каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гр. обороте от своего имени и самостоятельно отвечает но своим обяз-вам принадлежащим ему на праве собств-сти имуществом.
- каждый субъект этой группы наделен властными полномочиями. Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех (в том числе и самого государства) правила, определяющие правосубъектность участников оборота, взаимоотношения по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и др. В пределах своей компетенции осуществляют законодательную функцию и субъекты РФ (ст. 5, 73 Конституции РФ).
Особенностью рассматриваемой группы субъектов гражданского права является то, что они относятся к категории публично-правовых образований. Основное назначение их деятельности заключается в достижении публичных (общественных) целей в масштабе всей страны (государство) или отдельного региона (субъекты РФ). Однако, когда РФ и субъекты РФ вступают в гражданско-правовые отношения, их деятельность целиком подчиняется действию гражданского права.
Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (гл. 4 ГК), неприменимы к правосубъектности РФ и ее субъектов. Это касается норм о порядке возникновения и прекращения юридических лиц, об учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических лиц, их филиалах, представительствах. Иначе решены вопросы ответ-ти по обязательствам.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство выступаетна равных началах с другими участниками гражданских отношений. Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством и его субъектами властных полномочий при осуществлении ими своей гражданской правосубъектности.
В соответствии со ст. 125 ГК участие РФ, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти без специального уполномочия. Органы государственной власти действуют соответственно от имени государства, или его субъекта в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Стороной гражданского правоотношения в этих случаях становится не орган государственной власти, а само государство, либо его субъект.
На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные нрава и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.
От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.
Наряду с этим порядком участия государства и субъектов РФ в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, а также юр. лица и гр-не. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ.
Гражданская правоспособность государства, субъектов РФ определяется какспециальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.
Правоспособность государства и иных публично-правовых образований не м.б. признанаобщей (универсальной). Эти субъекты, действуя в сфере гражданского права, не могут обладать такой полнотой свободы воли, которая позволяла бы им совершать любые гражданско-правовые действия. Их основное назначение заключается в обеспечении публичных интересов, жизненно важных потребностей общества. Этими рамками, определяемыми в Конституции и других законах, и ограничивается гражданская правоспособность РФ, ее субъектов.
Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются РФ, ее субъекты достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляетсобственность субъектов РФ.
Как и любому иному собственнику, РФ, ее субъектам принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского нрава – унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
РФ, ее субъекты выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях. От имени РФ действует Министерство финансов РФ, когда выпускает государственные займы (ст. 817 ГК). Государство, субъекты РФ гарантируют в порядке их субсидиарной ответ-ти возврат вкладов граждан банками, в уставном капитале которых более 50%их акций или долей участия (п. 1 ст. 840 ГК). Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам и подряду для государственных нужд (ст. 525, 763 ГК).
РФ становится участником гражданско-правовых отношений в случаях взыскания в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).
Закон предусматривает участие РФ, ее субъектов также в обязательствах из причинения вреда, в которых они могут выступать в качестве субъектов ответ-ти. Они обязаны возмещать вред, причиненный гр-ну или юр. лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 16, 1069 ГК). Государство, а в случаях, предусмотренных законом, субъекты РФ обязаны возмещать вред, причиненный гр-ну в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответ-ти, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1070 ГК).
РФ, ее субъекты м.б. участниками наследственных правоотношений. Любой из названных субъектов м.б. призван к наследованию по завещанию, а РФ при определенных условиях – и к наследованию по закону (ст. 1116, 1151 ГК).
Закон устанавливает, что РФ и субъекты РФ несутсамостоятельную имущественную ответ-ть по своим обязательствам. Они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК: когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юр. лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъектов РФ как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества м.б. возложена ответ-ть по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. На них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответ-ть по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). РФ несет субсидиарную ответ-ть по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст. 115 ГК).
РФ и ее субъекты отвечают по своим обяз-вам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества:
а) к-е закреплено за созданными ими юр.и лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления
б) к-е может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 127 ГК особенность ответ-ти РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности. Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в РФ к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).
В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения м.б. предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юр.и лицами (ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).