Виды экономического анализа

Классификация видов экономического анализа представлена в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Классификация видов экономического анализа

Признак классифи-кации Виды экономического анализа Примечание
Время проведения Предварительный (перспективный) проводится до осуществления хозяйственных операций
Текущий (оперативный ) проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.)
Последующий (ретроспектив-ный) проводится после осуществления хозяйственных операций
Простран-ственный признак Внутрихозяйст-венный изучает деятельность только ис­следуемого предприятия и его подразделений
Межхозяйствен-ный сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий

Продолжение таблицы 8.2

Субъекты управления Технико-экономический анализ изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия
Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности
Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия
Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона
Экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на экологию
Аудиторский (бухгалтерский) анализ это экспертная диагностика финансового “здоровья” предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования
Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности

Продолжение таблицы 8.2

Методика изучения объектов Сравнительный сравнение отчетных показателей по результатам хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий
Диагности-ческий способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения
Факторный направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей
Маржинальный метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные
Экономико-математический позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов
Стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий
Функционально-стоимостной представляет собой метод выявления резервов. Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
Субъекты (пользовате-ли анализа) Внутренний проводится непосредственно на предприятии для нужд управления
Внешний проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами

Продолжение таблицы 8.2

Охват изучаемых объектов Сплошной выводы делаются после изучения всех без исключения объектов
Выборочный выводы делаются по результатам обследования только части объектов
Содержа-ние программ Комплексный анализ всей хозяйственной деятельности
Локальный анализ деятельности отдельных подразделений
Тематический анализ отдельных вопросов экономики
Периодич-ность проведения Годовой  
Квартальный  
Месячный  
Декадный  
Ежедневный  

Наши рекомендации