Примерная классификация проблем ПБОРФ

Проблема Характеристика проблемы Масштаб Временной период
экономиче­ская общегосу­дарственная админи­стративная социальная психоло­гическая стратегиче­ский тактический текущий перспек­тивный
1. Рост стоимости топлива +         + + + +
2. Рост стоимости судоремонта +         +   +  
3. Старение флота +         +   +  
4. Удаленность районов промысла + +     + +   +  
5. Отсутствие оборотных средств +         + + + +
6. Нестабильность экономики региона +         +   +  
7. Нестабильность правовой базы региона   + +     +   +  
8. Изменение формы собственности + + + + + + + + +
9. Сдача судов в аренду +     +   +   +  
10. Низкий уровень профессионализма     + +   + + + +
11. Наличие социальной сферы       +   +   +  
12. Сокращение персонала и рост безработицы +     + + +   +  
13. Командирование группы судов в США + + + +   +   +  
14. Аресты судов + +     +   +   +
15. Отсутствие малотоннажных судов для Балтики +         +      
16. Дефицит городского бюджета +   + +   + + + +
17. Конфликтные взаимоотношения городской и управленческой администрации         +   +   +

Матрица финансовой стратегии

Область деятельности РФД << 0 (торможение) РФД = 0 (стабилизация) РФД >>0 (ускорение)
РХД << 00 (замедленный рост) 1 . РФХД = 0 4. РФХД > 0 6. РФХД >> 0
РХД = 0 (оптимальный рост) 7. РФХД < 0 2. РФХД = 0 5. РФХД > 0
РХД >> 0 (форсированный рост) 9. РФХД << 0 8. РФХД < 0 3. РФХД = 0

Диагональ матрицы представляет границу между зоной успеха (над диагональю положительные значения РФХД) и зоной дефицита (под диа­гональю отрицательные значения РФХД). В зоне успехов создаются лик­видные средства, а в зоне дефицита происходит их потребление. Исполь­зование такой матрицы дает возможность прогнозировать критический путь развития организации, определить допустимые пределы риска и по­рог возможностей предприятия.

Итоговые расчеты определяют нахождение объекта исследования — ПБОРФ в зоне дефицита (квадрат 9).

Деловые игры в подготовке антикризисных управляющих

Деловая игра «Стратегия и тактика деятельности антикризисного управляющего» представляет собой имитацию работы управляющего в процессе подготовки к утверждению на должность в период наблюдения .(3 месяца) и в течение внешнего управления предприятием (12—18 ме­сяцев) в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве).

В игре моделируются экономические, юридические и социально-пси­хологические условия деятельности арбитражного управляющего на пред­приятии. Игровые задачи управляющего — принимать оперативные и стратегические решения, организовывать эффективную работу команды по разработке планов и отчетов, вести переговоры с представителями кредиторов. Главная задача управляющего — восстановить платежеспо­собность предприятия, обеспечить его выход из кризиса.

Решение игровых задач проводится в условиях конкуренции между командами, ограничения времени, недостаточной определенности ситуа­ции и периодических изменений внешней среды.

Цели игры:

1. актуализация знаний, полученных в процессе обучения; отработ­ка профессиональных умений в области анализа состояния предприятия, стратегического и оперативного планирования, а также контроля и оцен­ки эффективности мероприятий;

2. освоение и отработка навыков делового взаимодействия в коман­де, коллективного принятия решений, тактики ведения переговоров, пре­зентации докладов.

Матрица проблем

 
                   
           
                     
     
   
           
                               
   
         
 
   
 
             
           
         
 
                   

По итогам игры участник должен:

Ø представлять реальные возможности и границы деятельности ар­битражного управляющего, основные трудности его работы на предприя­тии;

Ø определить свои сильные и слабые стороны как специалиста по антикризисному управлению;

Ø представлять, в каких областях знаний ему необходимо совершен­ствоваться как будущему управляющему;

Ø научиться принимать решения в условиях недостатка информа­ционных и временных ресурсов, прогнозировать последствия своих реше­ний;

Ø уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с различны­ми заинтересованными сторонами — кредиторами, коллегами-специали­стами по антикризисному управлению;

Ø понимать важность командной работы, ценность специалистов разных специальностей, уметь организовывать взаимодействие внутри рабочей группы.

Игра проводится по графику, приведенному в табл. 6.6.

Таблица 6.6

График проведения игры

Этапы проведения Время проведения
Подготовка к игре. Знакомство с целями, задачами и правилами игры 10.00—10.40
Индивидуальная работа с документами предприятия. Предварительный анализ информации 10.40—11.10
Подготовка к ведению временного управления
Работа в группах. Подготовка к представлению команд антикризисного управления 11.10—11.40
Собрание. Представление команд и кандидатов в управляющие, ответы на вопросы кредиторов 11.50-12.50
Принятие решений кредиторами 12.50—13.00
Временное управление — наблюдение
Работа в группах. Анализ состояния предприятия и реестра требований кредиторов, планирование мероприятий по обеспечению сохранности имущества, подготовка отчета для собрания кредиторов 14.00—14.50
Собрание. Отчеты управляющих по итогам периода временного управления, предложения о введении внешнего управления 15.00—16.00
Принятие решений кредиторами 16.00—16.10
Внешнее управление: разработка плана
Работа в группах. Создание бизнес-плана на период внешнего управления, планирование первоочередных мероприятий, переговоры с кредиторами по текущим проблемам 16.10—17.10
Собрание. Представление бизнес-планов и отчетов управляющих по итогам первого месяца внешнего управления 17.20-18.20
Принятие решений кредиторами 18.20—18.30
Подведение итогов первого дня игры 18.30—19.00
Анализ первого дня игры. Задачи второго дня 10.00—10.30
Внешнее управление: реализация планов
Работа в группах. Расчет и оценка эффекта проводимых мероприятий. Переговоры с кредиторами по поводу изменения ситуации. Планирование следующего этапа. Подготовка промежуточного отчета для собрания кредиторов 10.30—11.40
Собрание. Представление промежуточных результатов внешнего управления и планов завершающего этапа. Ответы на вопросы кредиторов 11.50—12.50
Принятие решений кредиторами 12.50—13.00
Внешнее управление: подведение итогов
Работа в группах. Расчет и оценка эффекта проводимых мероприятий. Переговоры с кредиторами. Анализ состояния предприятия, уточнение реестра требований кредиторов. Подготовка итогового отчета для собрания кредиторов 14.00—14.50
Собрание. Отчеты по итогам внешнего управления, обсуждение выводов с кредиторами для передачи дела в арбитражный суд 15.00—16.20
Принятие решения кредиторами 16.20— 16.40
Подведение итогов игры
Анализ результатов работы команд и отдельных игроков. Сравнение эффективности различных стратегических и тактических приемов игры 16.40—17.40
Обобщение мнений участников игры о деятельности арбитражного управляющего 17.50—18.50
Завершение игры
Ответы на вопросы участников 18.50—19.00

Игровой бюджет

Каждый участник получает стартовый капитал в размере 250 бал­лов. В игре можно заработать до 1500 баллов.

Основной источник дохода участников в ходе игры — призовой фонд, распределяемый по итогам представления докладов команд 5 раз в тече­ние игры.

Размеры выплат на каждом этапе в сумме баллов: 1500 — первой команде; 1200 — второй, 900 — третьей. Баллы распределяются между участниками команд пропорционально индивидуальным вкладам в общий результат и зачисляются на индивидуальные счета.

Всего в ходе игры присуждается 18 000 баллов, средняя сумма до­хода на одного участника находится в пределах от 450 до 1500 баллов в за­висимости от успехов команды и каждого участника.

Индивидуальные премии за активное участие в собраниях в сумме баллов:

Ø 50 — за доклад (на каждом этапе);

Ø 50 — менеджеру команды, лучшей на этапе;

Ø 10 — за уточняющий вопрос на собрании;

Ø 30 — за дополнения к докладу на собрании, если они принимают­ся докладывающей командой.

Командная премия за привлечение эксперта — 100 баллов. Доход участников группы кредиторов в сумме баллов:

Ø 1000 — на группу (5 раз и течение игры) одновременно с распре­делением призовых фондов. Баллы распределяются между участниками пропорционально их вкладам и зачисляются на индивидуальные счета. Всего в ходе игры группа получает 5000 баллов, средняя сумма дохода участника от 750 до 950 баллов;

Ø 50 — докладчику от группы кредиторов за каждый доклад;

Ø 50 — кредитору и менеджерам команд, участвующим в перегово­рах, при удовлетворении достигнутыми результатами.

Штрафы по ходу игры и сумме баллов:

Ø 10 — за опоздание участника на собрание;

Ø 20 — менеджеру за опоздание команды (независимо от индивиду­альных штрафов);

Ø 30 — за нарушение регламента и порядка проведения собрания;

Ø 50 — менеджеру команды за повторное представление докладчика;

Ø 50 — докладчику за превышение регламента выступления на одну минуту, цена каждой следующей минуты удваивается;

Ø 50 — менеджеру команды за одинаковую оценку вкладов участ­ников.

Вопросы для участника игры

1. Какие личные деловые качества наиболее важны для антикри­зисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.

2. Как вы оцениваете себя как антикризисного управляющего? Вы­разите свое отношение и процентах и сделайте отметку на шкале от 0 до 100%.

3. Какие функции (задачи) руководителя являются приоритетными для антикризисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.

4. Какую долю в деятельности антикризисного управляющего зани­мает работа в команде? Выразите свое отношение в процентах и поставь­те отметку на шкале, где 0% — всегда работает индивидуально, 100% — всегда работает с командой.

Техническое задание на предварительный анализ информации о предприятии

Ознакомьтесь с пакетом материалов по деятельности предприятия и сделайте экспресс-анализ этой информации.

Пакет содержит финансово-экономические и производственные показатели деятельности предприятия, некоторые данные бухгалтерской отчетности, а также характеристики организационной структуры, кадро­вого потенциала, внешней среды и связей, в том числе с организациями-кредиторами.

Заполните бланк, указав сильные и слабые стороны предприятия в сферах производства, экономики, финансов, учетной политики, правово­го обеспечения деятельности, маркетинга, сбыта, кадровой политики и т.д.

Наши рекомендации