Примерная классификация проблем ПБОРФ
Проблема | Характеристика проблемы | Масштаб | Временной период | ||||||
экономическая | общегосударственная | административная | социальная | психологическая | стратегический | тактический | текущий | перспективный | |
1. Рост стоимости топлива | + | + | + | + | + | ||||
2. Рост стоимости судоремонта | + | + | + | ||||||
3. Старение флота | + | + | + | ||||||
4. Удаленность районов промысла | + | + | + | + | + | ||||
5. Отсутствие оборотных средств | + | + | + | + | + | ||||
6. Нестабильность экономики региона | + | + | + | ||||||
7. Нестабильность правовой базы региона | + | + | + | + | |||||
8. Изменение формы собственности | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9. Сдача судов в аренду | + | + | + | + | |||||
10. Низкий уровень профессионализма | + | + | + | + | + | + | |||
11. Наличие социальной сферы | + | + | + | ||||||
12. Сокращение персонала и рост безработицы | + | + | + | + | + | ||||
13. Командирование группы судов в США | + | + | + | + | + | + | |||
14. Аресты судов | + | + | + | + | + | ||||
15. Отсутствие малотоннажных судов для Балтики | + | + | |||||||
16. Дефицит городского бюджета | + | + | + | + | + | + | + | ||
17. Конфликтные взаимоотношения городской и управленческой администрации | + | + | + |
Матрица финансовой стратегии
Область деятельности | РФД << 0 (торможение) | РФД = 0 (стабилизация) | РФД >>0 (ускорение) |
РХД << 00 (замедленный рост) | 1 . РФХД = 0 | 4. РФХД > 0 | 6. РФХД >> 0 |
РХД = 0 (оптимальный рост) | 7. РФХД < 0 | 2. РФХД = 0 | 5. РФХД > 0 |
РХД >> 0 (форсированный рост) | 9. РФХД << 0 | 8. РФХД < 0 | 3. РФХД = 0 |
Диагональ матрицы представляет границу между зоной успеха (над диагональю положительные значения РФХД) и зоной дефицита (под диагональю отрицательные значения РФХД). В зоне успехов создаются ликвидные средства, а в зоне дефицита происходит их потребление. Использование такой матрицы дает возможность прогнозировать критический путь развития организации, определить допустимые пределы риска и порог возможностей предприятия.
Итоговые расчеты определяют нахождение объекта исследования — ПБОРФ в зоне дефицита (квадрат 9).
Деловые игры в подготовке антикризисных управляющих
Деловая игра «Стратегия и тактика деятельности антикризисного управляющего» представляет собой имитацию работы управляющего в процессе подготовки к утверждению на должность в период наблюдения .(3 месяца) и в течение внешнего управления предприятием (12—18 месяцев) в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве).
В игре моделируются экономические, юридические и социально-психологические условия деятельности арбитражного управляющего на предприятии. Игровые задачи управляющего — принимать оперативные и стратегические решения, организовывать эффективную работу команды по разработке планов и отчетов, вести переговоры с представителями кредиторов. Главная задача управляющего — восстановить платежеспособность предприятия, обеспечить его выход из кризиса.
Решение игровых задач проводится в условиях конкуренции между командами, ограничения времени, недостаточной определенности ситуации и периодических изменений внешней среды.
Цели игры:
1. актуализация знаний, полученных в процессе обучения; отработка профессиональных умений в области анализа состояния предприятия, стратегического и оперативного планирования, а также контроля и оценки эффективности мероприятий;
2. освоение и отработка навыков делового взаимодействия в команде, коллективного принятия решений, тактики ведения переговоров, презентации докладов.
Матрица проблем
По итогам игры участник должен:
Ø представлять реальные возможности и границы деятельности арбитражного управляющего, основные трудности его работы на предприятии;
Ø определить свои сильные и слабые стороны как специалиста по антикризисному управлению;
Ø представлять, в каких областях знаний ему необходимо совершенствоваться как будущему управляющему;
Ø научиться принимать решения в условиях недостатка информационных и временных ресурсов, прогнозировать последствия своих решений;
Ø уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными заинтересованными сторонами — кредиторами, коллегами-специалистами по антикризисному управлению;
Ø понимать важность командной работы, ценность специалистов разных специальностей, уметь организовывать взаимодействие внутри рабочей группы.
Игра проводится по графику, приведенному в табл. 6.6.
Таблица 6.6
График проведения игры
Этапы проведения | Время проведения |
Подготовка к игре. Знакомство с целями, задачами и правилами игры | 10.00—10.40 |
Индивидуальная работа с документами предприятия. Предварительный анализ информации | 10.40—11.10 |
Подготовка к ведению временного управления | |
Работа в группах. Подготовка к представлению команд антикризисного управления | 11.10—11.40 |
Собрание. Представление команд и кандидатов в управляющие, ответы на вопросы кредиторов | 11.50-12.50 |
Принятие решений кредиторами | 12.50—13.00 |
Временное управление — наблюдение | |
Работа в группах. Анализ состояния предприятия и реестра требований кредиторов, планирование мероприятий по обеспечению сохранности имущества, подготовка отчета для собрания кредиторов | 14.00—14.50 |
Собрание. Отчеты управляющих по итогам периода временного управления, предложения о введении внешнего управления | 15.00—16.00 |
Принятие решений кредиторами | 16.00—16.10 |
Внешнее управление: разработка плана | |
Работа в группах. Создание бизнес-плана на период внешнего управления, планирование первоочередных мероприятий, переговоры с кредиторами по текущим проблемам | 16.10—17.10 |
Собрание. Представление бизнес-планов и отчетов управляющих по итогам первого месяца внешнего управления | 17.20-18.20 |
Принятие решений кредиторами | 18.20—18.30 |
Подведение итогов первого дня игры | 18.30—19.00 |
Анализ первого дня игры. Задачи второго дня | 10.00—10.30 |
Внешнее управление: реализация планов | |
Работа в группах. Расчет и оценка эффекта проводимых мероприятий. Переговоры с кредиторами по поводу изменения ситуации. Планирование следующего этапа. Подготовка промежуточного отчета для собрания кредиторов | 10.30—11.40 |
Собрание. Представление промежуточных результатов внешнего управления и планов завершающего этапа. Ответы на вопросы кредиторов | 11.50—12.50 |
Принятие решений кредиторами | 12.50—13.00 |
Внешнее управление: подведение итогов | |
Работа в группах. Расчет и оценка эффекта проводимых мероприятий. Переговоры с кредиторами. Анализ состояния предприятия, уточнение реестра требований кредиторов. Подготовка итогового отчета для собрания кредиторов | 14.00—14.50 |
Собрание. Отчеты по итогам внешнего управления, обсуждение выводов с кредиторами для передачи дела в арбитражный суд | 15.00—16.20 |
Принятие решения кредиторами | 16.20— 16.40 |
Подведение итогов игры | |
Анализ результатов работы команд и отдельных игроков. Сравнение эффективности различных стратегических и тактических приемов игры | 16.40—17.40 |
Обобщение мнений участников игры о деятельности арбитражного управляющего | 17.50—18.50 |
Завершение игры | |
Ответы на вопросы участников | 18.50—19.00 |
Игровой бюджет
Каждый участник получает стартовый капитал в размере 250 баллов. В игре можно заработать до 1500 баллов.
Основной источник дохода участников в ходе игры — призовой фонд, распределяемый по итогам представления докладов команд 5 раз в течение игры.
Размеры выплат на каждом этапе в сумме баллов: 1500 — первой команде; 1200 — второй, 900 — третьей. Баллы распределяются между участниками команд пропорционально индивидуальным вкладам в общий результат и зачисляются на индивидуальные счета.
Всего в ходе игры присуждается 18 000 баллов, средняя сумма дохода на одного участника находится в пределах от 450 до 1500 баллов в зависимости от успехов команды и каждого участника.
Индивидуальные премии за активное участие в собраниях в сумме баллов:
Ø 50 — за доклад (на каждом этапе);
Ø 50 — менеджеру команды, лучшей на этапе;
Ø 10 — за уточняющий вопрос на собрании;
Ø 30 — за дополнения к докладу на собрании, если они принимаются докладывающей командой.
Командная премия за привлечение эксперта — 100 баллов. Доход участников группы кредиторов в сумме баллов:
Ø 1000 — на группу (5 раз и течение игры) одновременно с распределением призовых фондов. Баллы распределяются между участниками пропорционально их вкладам и зачисляются на индивидуальные счета. Всего в ходе игры группа получает 5000 баллов, средняя сумма дохода участника от 750 до 950 баллов;
Ø 50 — докладчику от группы кредиторов за каждый доклад;
Ø 50 — кредитору и менеджерам команд, участвующим в переговорах, при удовлетворении достигнутыми результатами.
Штрафы по ходу игры и сумме баллов:
Ø 10 — за опоздание участника на собрание;
Ø 20 — менеджеру за опоздание команды (независимо от индивидуальных штрафов);
Ø 30 — за нарушение регламента и порядка проведения собрания;
Ø 50 — менеджеру команды за повторное представление докладчика;
Ø 50 — докладчику за превышение регламента выступления на одну минуту, цена каждой следующей минуты удваивается;
Ø 50 — менеджеру команды за одинаковую оценку вкладов участников.
Вопросы для участника игры
1. Какие личные деловые качества наиболее важны для антикризисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.
2. Как вы оцениваете себя как антикризисного управляющего? Выразите свое отношение и процентах и сделайте отметку на шкале от 0 до 100%.
3. Какие функции (задачи) руководителя являются приоритетными для антикризисного управляющего? Перечислите их в порядке убывания значимости.
4. Какую долю в деятельности антикризисного управляющего занимает работа в команде? Выразите свое отношение в процентах и поставьте отметку на шкале, где 0% — всегда работает индивидуально, 100% — всегда работает с командой.
Техническое задание на предварительный анализ информации о предприятии
Ознакомьтесь с пакетом материалов по деятельности предприятия и сделайте экспресс-анализ этой информации.
Пакет содержит финансово-экономические и производственные показатели деятельности предприятия, некоторые данные бухгалтерской отчетности, а также характеристики организационной структуры, кадрового потенциала, внешней среды и связей, в том числе с организациями-кредиторами.
Заполните бланк, указав сильные и слабые стороны предприятия в сферах производства, экономики, финансов, учетной политики, правового обеспечения деятельности, маркетинга, сбыта, кадровой политики и т.д.