Понятие государственных и местных расходов

Государственные расходы - это денежные отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития.

Местные расходы - это публичные расходы, осуществленные с целью финансирования местных потребностей социально-экономического развития (органы местного самоуправления, коммунальные образовательные, лечебные учреждения и учреждения и т.д.).

Группы государственных расходов по предметному признаку:

- На государственное управление;

- На социальные нужды;

- На народное хозяйство и поддержку экономики;

- На национальную оборону;

- По роли в воспроизводственном процессе:

- На сферу материального производства;

- На непроизводственную сферу;

- На создание государственных резервов

Группы государственных расходов по экономическому содержанию:

- Заработная плата;

- Стипендия;

- Пенсии и пособия;

- Медикаменты;

- Питание;

- Канцелярские расходы;

- Затраты на текущий и капитальный ремонт.

Расходы государства можно классифицировать на текущие и расходы на развитие; в связи с распределением государственного и местных бюджетов на общий и специальный расходы можно классифицировать на:

1) связанные с финансированием действующих учреждений, учебных заведений, социальных программ и т.д.;

2) связанные с отдельными, специальными мероприятиями, программами.

Принципы финансирования государственных расходов:

- Плановость;

- Бесплатное;

- Необратимость;

- Целевое направление средств;

- Эффективность использования средств;

- Финансирование в меру выполнения плана;

- Оптимальное сочетание собственных, бюджетных и кредитных источников;

- Соблюдение режима экономии;

- Осуществление контроля за использованием средств.

72. Бюджетное финансирование: понятие и принципы.

Бюджетное финансирование представляет собой необратимый и бесплатный отпуск средств из государственного и местных бюджетов на выполнение общегосударственных функций и функций муниципальных органов и обеспечение деятельности бюджетных учреждений и организаций. Каждое отдельное бюджетное предприятие, организация или учреждение получает ассигнования только из одного бюджета. Именно это является одним из специфических принципов бюджетного финансирования наряду с общими принципами осуществления расходной политики. Исключением из общего правила является финансирование незапланированных мероприятий, связанных со стихийным бедствием, эпидемиями, ликвидацией потерь от катастроф и т.п.. В таком случае средства на покрытие расходов выделяются как из местных, так и из государственного (в частности, из Резервного фонда Кабинета Министров Украины) бюджетов.

Еще одним специальным принципом бюджетного финансирования является финансирование бюджетных учреждений на основе установленных экономически и научно обоснованных нормативов, устанавливаемых для каждой сферы деятельности государства.

Распределение учреждений на те, которые финансируются из государственного бюджета, и те, которые получают ассигнования из местных бюджетов, осуществляется в зависимости от их значимости и подчинения. Так, из государственного бюджета получают финансирование национальные учреждения, предприятия, организации и учреждения, подчиненные непосредственно министерствам Украины, государственным комитетам и ведомствам. Другие бюджетные учреждения финансируются главным образом из соответствующих местных бюджетов.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Украины разграничения видов расходов между местными бюджетами осуществляется на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления услуги и приближения ее к непосредственному потребителю. Из бюджетов сел, поселков, городов и их объединений осуществляются расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположены ближе к потребителям.

Из бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, а также районных бюджетов осуществляются расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих предоставление основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины. В свою очередь расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирование программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины, осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов. Через бюджеты городов Киева и Севастополя финансируются все три предусмотренные группы расходов.

В расходных отношениях участвуют минимум три субъекта. Властной стороной выступают Министерство финансов Украины, которое составляет роспись расходов, и Государственное казначейство, которое позволяет пользоваться бюджетными назначениями (ассигнованиями). Последнее может возобновлять или прекращать финансирование бюджетных учреждений в зависимости от состояния соблюдения финансовой дисциплины.

Посредником выступает уполномоченный банк, где открыт единый казначейский, личный и регистрационный счета бюджетного учреждения. Банк осуществляет контроль за расходованием наличных, порядком уплаты налогов и обязательных сборов, порядок списания средств со счета. Третьим участником расходных правоотношений являются или распорядитель бюджетных средств, или непосредственный получатель бюджетных средств. Ни один из субъектов не имеет права оперативной самостоятельности.

Наши рекомендации