Выездная проверка проводится по месту нахождения (юридического адреса) субъекта хозяйствования.

Рейдовая проверка финансово-хозяйственной деятельности – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

По отношению к планам (в зависимости от назначения), проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Плановая проверка – это проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в РБ (координационный план размещается на официальном сайте Комитета госконтроля либо его органов в сети Интернет на полугодия).

Запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

- государственной регистрации организации (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

- присвоения УНП – ОСП организаций;

- создания – представительств иностранных государств;

- первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии);

Первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

По истечении вышеуказанного срока проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности:

- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденными Указом №510;

На основании решения или поручения Президента РБ, в соответствии с которыми деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующими ее безотлагательного начала.

Периодичность проведения плановых проверок, исходя из группы риска, представлена в таблице 1.

Таблица 1 ‑Периодичность проведения плановых проверок

Группа риска Период проведения
Высокая Не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контрольной контролирующими (надзорными) органами плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее, чем через два года.
Средняя Не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контрольной контролирующими (надзорными) органами плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее, чем через пять года.
Низкая По мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускаются.

Иные проверки являются внеплановыми.

Указом №510 утверждено Положение о порядке проведения мониторинга. Мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставляемых контролирующими (надзорными) органами и их должностным лицом для проведения проверок.

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять решение.

Аудит регламентируется Законом РБ от 28 июня 2013 (с изм. и доп. от 5 янв. 2015 №231-З) и Национальными правилами об аудиторской деятельности, текст которых размещен на сайте Министерства финансов РБ.

Аудит — форма контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляемого как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалистами, работающими в этих же организациях (внутренний аудит), с целью подтверждении реальности и достоверности информации бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах ее пользователей, а также установления соответствия совершенных хозяйственных процессов и финансовых операций действующему законодательству.

Вопрос 20. Планирования и координация контрольной деятельности.

Комитетом госконтроля РБ составляются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в г. Минске, а комитетами госконтроля областей ‑ координационные планы контрольно (надзорной) деятельности в соответствующих областях.

Органы Комитета госконтроля формируют координационные планы с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в РБ на основании сформированных и представленных с использованием указанной системы, планов проверок государственных органов.

Выписки из утвержденных руководителями госорганов сводных планов проверок в срок до 15 ноября (15 мая) направляются государственными органами в Комитет госконтроля РБ и по областям.

В срок до 1 декабря (1 июля) органа Комитета госконтроля на основании предоставленных государственными органами сводных планов проверок формируют проекты координационных планов на предстоящее полугодие и рассылают их в адрес государственных органов.

Государственные органы рассматривают проекты координационных планов и в случае наличия замечаний по срокам проведения проверок согласовывают с соисполнителями все разногласия.

Органы Комитета госконтроля вносят в проект координационных планов представленные государственными органами изменения и в срок до 8 декабря (8 июня) направляют указанные проекты государственным органам на согласование.

Руководители государственных органов в срок до 10 декабря (10 июня) направляют информацию о согласовании координационных планов с использованием интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в РБ.

В срок до 15 декабря (15 июня) органы Комитета госконтроля размещают координационные планы (таблица 2) на официальном сайте Комитета госконтроля в сети Интернет. Размещенные на сайте координационные планы принимаются контролирующими (надзорными) органами к исполнению.

Таблица 2 – Координационный план контрольной (надзорной) деятельности

Номер пункта координационного плана УНП проверяемого субъекта Наименование проверяемого субъекта Государственный орган, утвердивший план проверок УНП контролирующего органа Наименование контролирующего органа Контактный телефон исполнителя Месяц начала проверки Основание для назначения проверки Примечание
                   

При проведении плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

Комитетом госконтроля совместно с комитетами госконтроля по областям ежедневно по четвергам координационные планы обновляются.

Органы Комитета госконтроля осуществляют текущий контроль за использованием координационных планов, а также анализируют отчеты об их исполнении.

Наши рекомендации