Объект рейдерства (на примере предприятия)
Предприятие как объект собственности, как имущественный комплекс
является материальным ресурсом, который представляет интерес для неопределенного круга лиц, преследующих свои цели (инвестиционные, спекулятивные, развитие своего бизнеса и пр.).
Расстановка сил на рынке постоянно меняется, в результате чего возникают условия для возможного поглощения более сильными (или владеющими большим доступом к административным ресурсам) участниками рынка более слабых и умирающих акторов. Перераспределение собственности в рыночных отношениях является естественным явлением.
Проблема возникает тогда, когда собственность у собственников начинают отнимать незаконными способами. Использование неправовых механизмов перераспределения собственности является отличительным признаком рейда.
Рейд – это передел собственности, осуществляемый с использованием административно – и/или уголовно-наказуемых деяний (шантаж, принуждение к сделке, подделка документов, превышение должностных полномочий и прочее).
Почему в последние годы в России рейд стал столь обширным явлением, объясняется рядом причин.
Во-первых, значительное число объектов собственности в России, в частности предприятий, в той или иной степени используют в своей деятельности серые, теневые инструменты и схемы, т.е. ведут бизнес неправовыми, нецивилизованными методами.
Такие предприятия сами в повседневной практике своего функционирования и управления используют такие «серые» инструменты как:
· незаконное присвоение акций миноритарных акционеров;
· внутренние хищения и «откаты»;
· заключение непрозрачных договоров;
· уход от налогов;
· противозаконное приобретение базовой собственности;
· невыплаты зарплаты;
· вывод и обременение активов на аффилированные структуры;
· невозврат кредитов;
· обман партнеров и поставщиков;
· иные.
На волне объявленного государством противодействия проблеме рейдерских захватов некоторые мажоритарные акционеры отдельных предприятий освоили практику сведения счётов с партнерами и миноритарными акционерами, лишая их возможности реализовать и так очень скудные права. Отсутствие законодательного определения понятия «рейда» оказывается в этой ситуации эффективным инструментом. Например, акционер запрашивает информацию о деятельности общества, и генеральный директор отказывает ему в такой информации, мотивируя это тем, что акционер – рейдер, и такая практика зачастую сходит с рук при оценке государственными органами правомочности действий генерального директора.
В существующей на сегодняшний день нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения собственности, недостаточно инструментов, позволяющих осуществить передел собственности правовыми методами.
Что остается делать миноритарным акционерам, которым директор сообщил, что их акции ничего не стоят, потому что основные активы общества выведены, и согласно финансовым документам данная сделка не может считаться крупной? Зачастую единственным способом остается привлечение профессиональных рейдеров, которые смогут развернуть ситуацию против нынешнего мажоритарного собственника, используя все допущенные им когда-либо нарушения закона.
За последнее время было написано множество законопроектов, направленных на усиление позиций мажоритарных акционеров, которые должны ударить по частным схемам, реализуемым рейдерами. Но на практике эти предложения только повышают конфликтоемкость корпоративных отношений.
В России сегодня существует огромное количество акционеров, которые не могут реализовать свои права. Для них акции – это пустые бумажки (выписки из реестра), при этом в руках мажоритарных акционеров каждая акция имеет конкретную стоимость, привязанную к рыночной оценке предприятия.
При этом имеется значительное количество реально неоцененных активов:
· для миноритарных акционеров предприятия показывают балансовую стоимость активов, и, исходя из нее, определяются крупные сделки и
· сделки с заинтересованностью;
· для государства предприятия также показывают балансовую стоимость и экономят на налогах на имущество.
Однако сами мажоритарные акционеры, а также рейдеры и кредиторы
отлично знают, сколько стоят по сегодняшнему рынку активы предприятия (у них есть для адекватной оценки вся необходимая информация).
Та же ситуация и с показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия: акционеры и государство должны довольствоваться официальной отчетностью (форма 1 и 2 баланса). Такая официальная отчетность не отражает реального положения дел в силу реализации схем по оптимизации налогообложения. Руководство предприятий для понимания реальной финансовой картины ведет свою управленческую отчетность, которая тщательно скрывается. Кредиторы запрашивают такую управленческую отчетность при принятии решения кредитовать или не кредитовать предприятие, но ее нельзя качественно проверить. Только мажоритарные акционеры и рейдеры владеют информацией о реальной ситуации на предприятии.
Фондовый рынок в России узок и расширяется медленно. При этом в
стране в большом объеме накоплена денежная масса. Интересным для многих частных и институциональных инвесторов является вложение капитала в недооцененные активы, которые можно купить дешевле их рыночной стоимости.
За счет чего получается у рейдеров скупать акции и активы предприятия дешевле их рыночной стоимости? За счет владения информацией о нарушениях законодательства собственниками предприятий, руководством. Путем оказания давления, подачи различных исков, арестов активов, счетов, остановки деятельности достигается искусственное снижение капитализации с дальнейшим принуждением к сделке по выгодной для рейдера стоимости. Решению той же задачи способствует абсолютная неликвидность миноритарных пакетов и декларативность прав акционеров по ним, а также недостатки титула на активы и акции (недостатки правоустанавливающих документов, нарушения закона при приобретении, некачественное оформление текущих обязательств и обременений).
Чем более прозрачной и рыночной является компания, тем менее она интересна и подвластна рейдерам и коррупционерам.
Государство, развивая экономику и ставя амбициозные задачи по увеличению ВВП, развитию промышленности, среднего и малого бизнеса, не
должно отдавать на откуп рейдерам и коррумпированным чиновникам определение судьбы предприятий.
Вместо таких «санитаров леса» должны появиться иного типа государственные инструменты глобального превращения теневого бизнеса в легальный.
Необходимо законодательно закрепить понятие рейда и дать его правовую оценку как преступления и инструмента нецивилизованного передела собственности.
Кроме того, на законодательном уровне необходимо закреплять инструменты для цивилизованного передела собственности, снижать конфликтоемкость корпоративных отношений.
Необходимо законодательно закрепить инструменты защиты собственности, сделать их прозрачными и некоррупционными.