Порядок рассмотрения дел о банкротстве
Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами в порядке, установленном Законом о банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом. Конкурсное производство включает следующие процедуры: санацию; ликвидационное производство.
Хозяйственный суд при рассмотрении дела о банкротстве вправе разрешать споры о признании сделок недействительными и иные споры между юридическими и (или) физическими лицами, связанные с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченных должником. Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника.
Общая схема осуществления процедуры банкротства в Республике Беларусь выглядит следующим образом. При наличии признаков неплатежеспособности организации-должника руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению ее экономической несостоятельности (банкротства). При нецелесообразности проведения досудебного оздоровления они обязаны вынести соответствующее решение и обосновать его.
В тех случаях, когда досудебное оздоровление не привело к восстановлению платежеспособности должника или было принято решение о нецелесообразности его проведения должник, кредиторы или уполномоченные органы государственной власти подают в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в этот суд такого заявления. Если хозяйственным судом принимается решение о возбуждении производства по делу о банкротстве, то суд выносит соответствующее определение. С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать в общем случае трех месяцев или трех лет, если принято решение о завершении плана досудебного оздоровления в защитном периоде. На время проведения защитного периода хозяйственный суд назначает временного управляющего.
По окончании защитного периода хозяйственный суд на основании отчета временного управляющего и результатов проведенного им анализа финансового состояния должника выносит определение либо о прекращении производства по делу о банкротстве (в случае отсутствия у должника признаков неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер), либо о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. Суд освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего на период конкурсного производства.
С момента открытия конкурсного производства осуществляется подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству. Для достоверного и полного определения финансового состояния и платежеспособности должника при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве хозяйственный суд назначает экспертизу в соответствии с ХПК РБ, в том числе по собственной инициативе. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд принимает один из следующих актов: решение об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации); решение о банкротстве с ликвидацией должника; определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Открытие конкурсного производства влечет отстранение руководителя должника от должности. Руководство кризисной организацией в период осуществления конкурсного производства возлагается на антикризисного управляющего.
В случае успешной санации должника хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве. В противном случае хозяйственный суд принимает решение о банкротстве с ликвидацией должника и открытии ликвидационного производства. Ликвидационное производство связано с формированием антикризисным управляющим конкурсной массы, ее продажей на аукционе (или по прямым договорам) и расчетом по требованиям кредиторов в соответствии с законодательно установленной очередностью за счет вырученных от продажи денежных средств. По итогам конкурсного производства антикризисный управляющих составляет отчет. После его утверждения хозяйственным судом производство по делу о банкротстве прекращается. На любой стадии производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение.