Построение модели прогнозного фона и ее анализ.

Цель: уточнение параметров прогнозного фона.

Прогнозный фон - это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Стандартный прогнозный фон включает в себя семь групп данных:

1) научно-технические и экологические;

2) демографические;

3) экономические;

4) социологические;

5) социокультурные;

6) внутриполитические;

7) внешнеполитические. Операции этапа:

• составление предварительного перечня показателей;

• сведение перечня к состоянию, пригодному для дальнейших операций;

• обсуждение с целью уточнения поученной модели:

• доработка модели прогнозного фона методом системного анализа;

• индикация модели (привлечение количественной информации в имеющейся литературе, данных состояния по аспектам прогнозного фона);

• прогнозная ретроспекция фоновых данных;

• прогнозный анализ фоновых данных, заключающих в себе не только данные периода основания прогноза, как в исходной модели, но и тренды периода упреждения до получения готовых данных.

Тренд - это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию динамических рядов.

Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования.

4. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное взвешивание последствий намечаемого нововведения.

Основные операции:

• экстраполяция динамических рядов показателей исходной модели на период упреждения прогноза с целью создания первой ориентирующей поисковой модели;

• вычисление верхней экстремы.

Экстрема - это критическое значение. За верхней экстремой простирается область абсолютно нереального, фантастического, а за нижней - абсолютной невозможности функционирования прогнозируемого объекта, область катастрофического;

• вычисление нижней экстремы;

• вычисление наиболее вероятного тренда (экстраполированной в будущее тенденции) и создание заключительной поисковой модели прогноза;

• обсуждение поисковой модели путем опроса экспертов;

• доработка поисковых моделей прогноза на основе обсуждения.

5. Нормативный прогноз: определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инновация; коррекция данных «взвешивания последствий», полученных в прогнозном поиске. Основные операции:

• определение абсолютного оптимума, т.е. конкретного идеала, без ограничений прогнозного фона и создание первой нормативной модели прогноза;

• выявление критериев оптимума прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования;

• определение относительного оптимума, т.е. конкретного идеала, с учетом ограничений прогнозного фона и создание последней нормативной модели прогноза;

• обсуждение нормативной модели;

• обсуждение и параллельный опрос населения с целью проверки объективности экспертных оценок;

• доработка нормативных моделей прогноза на основе предыдущих обсуждений и сведение их в единую систему.

6. Верификация прогноза: определение степени его достоверности. Основные операции:

• верификация поискового и нормативного прогнозов;

• доработка прогнозов на основе их обсуждения. 7. Выработка рекомендаций для управления.

Основные операции:

• составление предварительных рекомендаций;

• обсуждение составленных рекомендаций;

• составление сценария состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с указанием позитивных и негативных последствий;

-написание предварительного отчета об исследовании в 3-х вариантах: краткий (3-5 стр.); развернутый (20-25 стр.), полный (10-15 п.л.);

- обсуждение представленного отчета;

• доработка отчета на основе обсуждения;

• сдача отчета заказчику.

2. Методы социальногопрогнозирования

Основными методами социального прогнозирования являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Экстраполяция — это перенос или распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления на другую его часть или на явление в целом. Этот способ предвидения исходит из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся в будущем, либо определенные тенденции, наблюдавшиеся в одной области, будут прослеживаться в другой.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть его макет, чертеж, схема и т.д.

В социальной сфере чаще используются мысленные модели.

Работа с моделью позволяет:

1) перенести экспериментирование с реального социального объекта на его аналог и избежать тем самым риска неудачного или опасного для людей управленческого решения;

2) рассмотреть нужное количество возможных вариантов решения и выбрать из них наиболее приемлемый.

Метод экспертной оценки может дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов.

Эксперты - это высококвалифицированные специалисты в той или иной области.

Экстраполяция осуществляется на основе распространения выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее, либо из одной области проявления событий в другую.

Метод экспертной оценки призван дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на основе их аналогов - вещественных или мысленных. Вопросы для самопроверки

1. Перечислите и раскройте содержание деятельности на разных этапах социального прогнозирования.

2. Дайте определение основным структурным элементам, которые включает в себя показатель.

3. Раскройте сущность понятий «тренд», «динамический ряд», «верхняя и нижняя экстрема». Какова их роль в разработке социального прогноза?

4. Охарактеризуйте методы, которые могут использоваться при разработке социального прогноза.

Литература

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 4! 6 с.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

3. Основы социальной работы: Учебник для вузов. / Отв. ред. П.Д. Повленок. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003......279 с.

5. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

6. Социальная работа: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

Лекция 4. Теоретические основы социального проектирования

Вопросы

1. Социальное проектирование: понятие, цель, предмет и объект.

2. Условия социального проектирования.

3. Концепции социально-проектной работы.

1 Социальное проектирование: понятие, цель, предмет и объект Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия или системы действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Основная цель социального проектирования - создание социальных проектов.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Необходимость осуществления социального проектирования определяется:

1) общественной потребностью в целенаправленном планомерном, предсказуемом и управляемом развитии социальных объектов:

2) потребностью в создании динамичных социальных систем, которые характеризовались бы внутренней сбалансированностью и гармонией в in ношениях с другими системами:

3) потребностью в реализации социального творчества.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.д., ставящие своей целью организованное и целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объект-то то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом

Социального проектирования является в целом социальная среда, а также

отдельные системы, процессы, организация социальны для этого воздействия.

При социальном проектировании должны быть учтены следующие

Параметры социального объекта:

- многофакторность бытия социального объекта;

- противоречиваость и многовекторность развития социального объекта:

- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов

Любой социальной теории принципиальная неформализуемость);

-важная роль субъективныхфакторов в формировании социального объекта,

его собственной активности;

- разнообразие факторов, определяющих разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Предметом социального проектирования является создание ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны: новая вещь, новые свойства старой вещи, смена функций, услуга, отрасль производства, отрасль управления и др.

Проект разрабатывается на основе документов и положений, которым руководствуется организация или учреждение.

Документом, юридически закрепляющим основные цели и задачи учреждения или организации, является его устав. На основе устава осуществляется разработка концепции деятельности учреждения и различных документов, в том числе программ и проектов.

Концепция - это описание основного смыла деятельности. Ее определение необходимо для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Концепция выполняет две функции:

Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения.

Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Программа - это описание будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении или организации, о целях, задачах, средствах и путях их реализации. Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат в деятельности учреждения, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.

Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению. Проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма планирования для учреждения, организации.

Между уставом, концепцией, программами и проектами существует определенная связь. Образно отношение между всеми этими понятиями можно представить в виде дерева, где устав - это корни, концепция - ствол, программы -ветви, а листья - это проекты

2. Условия социального проектирования

Среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия - система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

При проектировании социальных объектов также должен учитываться субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.

Основными требованиями к проекту являются:

ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа;

целостность- общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату;

последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга;

объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта является следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки Возможностей воздействия на нее;

компетентность авторов и персонала - владение персонала технологиями,механизмами, формами и методами реализации проекта;

жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем.

3. Концепции социально-проектной работы

Интерес к социальному проектированию впервые возник за рубежом в странах с рыночной экономикой и быстро возрастал начиная с 50-х годов XX века.

В этот период социальное проектирование развивалось в тесной связи с социальной инженерией и социальной утопией, которые составляют два полюса социологического понимания социально-проектной деятельности. Социальная инженерия основывается на эмпирическом знании и стоит на грани с технологией. Социальная утопия находится за гранью эмпирических знаний и находится в тесной связи с философией и художественным творчеством.

Термин «социальная инженерия» появился в 20-е года XX века. (Роско Паунд) и означает «постепенные, частные социальные преобразования». Теория и практика социальной инженерии того времени исходили из задач совершенствования управленческого процесса на базе социологического знания. Разрабатывались такие сферы применения социальной инженерии, как проектирование правил рационального воздействия на социальные процессы, определение этапов таких воздействий, эффективности социальных преобразований.

В 60-е года XX века за рубежом начала происходить переориентация практической направленности социальной инженерии на сглаживание конфликтов на производстве. Данная деятельность опиралась на идеи «человеческой инженерии» - социологической концепции, в рамках которой разрабатывались подходы к обеспечению безопасности труда и эффективности системы «человек-машина». Специалисты в области социальной инженерии стали заниматься вопросами удовлетворенности зарплатой, условиями и организацией труда, на основании которых готовились отчеты с рекомендациями для менеджеров по улучшению политики в сфере трудовых отношений.

В России еще в 20-е года XX века формировался другой подход к социальной инженерии. Централизованность управления экономикой вызвала необходимость повсеместного планирования, в том числе и в социальной сфере. В планировании виделся путь к рационализации действий, экономии ресурсов, повышению эффективности труда. Это, в частности, проявилось в теории и практике научной организации труда (НОТ), разработанной А.К. Гастевым. Его концепция базировалась наследующих принципах:

1) для развития организации труда необходимы техника и технологии, для применения которых необходим новый тип работника;

2) в условиях поточно-массового производства каждый станок должен стать исследовательской лабораторией для поиска всего нового, рационального и экономного;

3) культура труда должна основываться на аналитизме, учете массовых величии, нормировке, привносимых машинной работой.

В те же годы российский специалист Н.А. Витке предложил развивать социальную инженерию как деятельность по совершенствованию организации производства, которая строится на учете социальных факторов и направлена на улучшение условий труда. Этапы такой деятельности включали: разработку социально-технического проекта, внедрение практических рекомендаций, эксплуатацию внедренной системы в условиях нормальной работы предприятия. Однако в 1955 году российский академик B.C. Немчинов сформулировал позицию, которая показала чуждость социальной инженерии советской действительности. Поэтому, в 50-е гг. и в дальнейшем сохранялось представление о социальной инженерии как о концепции «враждебной западной социологии».

В настоящее время термин «социальная инженерия» используется в двух смыслах:

1) деятельность по проектированию, созданию и изменению социальных структур и институтов;

2) комплекс прикладных методов социальных дисциплин, составляющих инструментарий этой деятельности.

Огромное влияние на становление социального проектирования оказала социальная утопия, полярная, по отношению к социальной инженерии, теория.

Исходя из книги «Утопия» английского философа Томаса Мора, под утопией понимается место, в котором становится возможной идеальная социальная организация.

Go времен Платона и Сократа философы и мыслители конструировали идеальную общественную организацию, ставили преграды несправедливости, господствовавшей в реальной жизни путем введения равенства и рационализации общественной жизни.

Утопическое мышление - вовсе не рудимент социальной философии и социологии. Утопизм (в обновленных формах) - живое явление и нашего времени. Мышление утопиями следует осознать как важнейшее условие социального проектирования в макросоциальной масштабе. Утопии несут в себе следы социальной реальности и меняются под воздействием социальных изменений. В этих новых модификациях они оказываются напрямую свянными с социально-проектной деятельностью.

Ценностный подход к проектированию ведет к расширению проектной проблематики и многообразию ее обоснований. В этой связи проектное мышление все теснее смыкается с антиутопиями и дистопиями.

Антиутопия- это идеально организованное общество, воспринимаемое как враждебное человеку,

Дистопия выводит негативный образ будущего из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологический, психической деградации человека под воздействием

Наркотиков.

Современные концепции социально-проектной деятельности (T.М.

Дридзе)

I Концепция объектно-ориентированного подхода к социально-проектной деятельности.

Социальный проект, с позиций этого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также и социальные связи и отношения.

2. Проблемно-ориентированный подход рассматривает социально-проектную деятельность как специфическую социальную технологию, ориентированную на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Для проблемно-ориентированного подхода характерным является:

1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;

2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;

3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой,

прогнозной)ориентации.

3. Субъектно-ориентированный (тезаурол огический) подход связан с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанной на различии и сходстве тезаурусов людей.

Тезаурус представляет собой систему знаний и установок человека в той или иной области жизнедеятельности. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены тезаурусом инициатора проектирования.

Резюме

1. Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия или системы действий, направленных на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Главная цель социального проектирования - создание ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

2. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среду, действия, веши, деятельность, средства и т.п. Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. При проектировании социальных объектов должен учитываться субъективный фактор. Он определяет специфику социального проектирования и требования к социально-проектной деятельности.

3. На становление социального проектирования большое влияние оказали две противоположные по своей направленности теории: социальная инженерия и социальная утопия, полярная, по отношению к социальной инженерии, теория.

Лекция 5. Социальный проект. Технология социального проектирования

Вопросы

1. Сущность и виды социальных проектов.

2. Понятия конструирования, реконструирования и деконструирования.

3. Алгоритм работы над проектом.

J. Сущность и виды социальных проектов

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Проекты можно классифицировать по пяти различным критериям:

- по характеру проектируемых изменений;

- по направлениям деятельности;

- по особенностям финансирования;

- по масштабам;

- по срокам реализации.

По характеру проектируемых изменений выделяются инновационные и поддерживающие социальные проекты.

Задача инновационных проектов - внедрение принципиально новых разработок.

Поддерживающие проекты (реанимационные или реставрационные) решают задачи сохранения, рационального использования и обогащения социальных объектов.

По направлениям деятельности можно выделить образовательные, научно-технические, культурные и т.д.

По особенностям финансирования выделяются инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, субсидируемые, благотворительные проекты.

Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить коммерческое предприятие, государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления или сам инициатор проекта.

Спонсоринг - это вклад собственности в дело с целью рекламы или презентации.

Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит, специфика которого состоит в получение финансовых средств под условие предоставления гарантий кредитному учреждению.

К кредитным принципиально близки проекты, осуществляемые с применением лизинга - долгосрочной аренды средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т. д.), предполагающего возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.

Значительная часть проектов финансируются из бюджета в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органам власти и местного самоуправления и негосударственным организациям.

Субсидия (дотация) представляет собой государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т. д.

Аналогичный механизм имеется у многих международных организаций (ООН и ее специализированные органы), фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), профессиональных ассоциаций (ассоциации социальных работников, ассоциации практических психологов и др.). Чаще всего такие средства имеют форму грантов. Грант представляет собой фиксированную денежную сумму, передающуюся безвозмездно грантополучателю под условие выполнения работ (предоставления услуг).

Финансирование благотворительных проектов имеет форму меценатства. когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач.

Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников.

В зависимости от масштаба принято выделять микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

Оценка масштаба основывается на нескольких показателях:

- насколько велико число людей (групп, организаций и т. д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;

- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта. Микропроект - это чаще всего форма представления индивидуальной

инициативы, получающей признание окружающих.

Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

По срокам реализации выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные социальные проекты:

- краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно около 1-2 лет;

- среднесрочные проекты осуществляются за 3--5 лет;

- долгосрочные проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Кроме рассмотренных видов проектов выделяются также псевдопроекты. Псевдопроект - видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте.

Выделяется две разновидности псевдопроектов - проекты-фикции и к ваз и проекты.

Проекты-фикции используют проектную форму как камуфляж.

Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является.

2. Понятия конструирования, реконструирования и деконструирования

С разработкой социального проекта неотъемлемо связанны процессы конструирования, реконструирования и деконструирования.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта.

Термин реконструирование используется в нескольких смыслах:

1) коренное переустройство, или перестройка какого-либо объекта;

2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, чертежам, схемам и т.д.

Деконструирование это построение проекта, в котором определяются процедуры демонтажа объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования.

3. Алгоритм работы над проектом

Разработка проекта осуществляется по четкому алгоритму.

Алгоритм — это система строго определенных операций, последовательное выполнение которых приводит к решению поставленной задачи (См. рис. 3).

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта состоит из двух частей:

- работа над проектом как текстом;

- осуществление проекта на практике. Жизненный цикл проекта состоит из этапов:

• разработка концепции проекта.

• оценка жизнеспособности проекта.

• планирование проекта.

• составление бюджета.

• представление и зашита проекта.

• реализация проекта.

» контроль за реализацией проекта

• завершение работ и ликвидация проекта.

Лекция 6. Основы текстового описания проекта

Вопросы

1. Понятие и структура тестового описания проекта.

2. Целеполагание в проектной деятельности.

3. Обоснование проекта.

4. Планирование проекта. Составление бюджета.

5. Оценка жизнеспособности проекта.

Наши рекомендации