Изучение динамики затрат на рубль продукции
В условиях постоянно обновляющегося ассортимента доля сравнимой продукции на промышленных предприятиях постоянно уменьшается.
Следовательно, для получения полной картины об уровне затрат необходим анализ показателя затраты на рубль продукции. Действующая практика показывает, что предприятия исчисляют его в двух выражениях:
- затраты на рубль произведенной продукции (работ, услуг);
- затраты на рубль реализованной продукции (работ, услуг).
В общем виде затраты на рубль продукции определяются по формуле
, (10.18)
где Sqz – себестоимость всего объема производства (реализации) продукции, руб.;
Sqp – объём производства (реализации) продукции, руб.
Характеристика изменения затрат на один рубль продукции даётся с помощью индекса
(10.19)
либо в абсолютном выражении
. (10.20)
На изменение уровня затрат на рубль продукции оказывает влияние ряд факторов: - объём и структура продукции;
- себестоимость единицы продукции;
- цена единицы продукции.
Оценить это влияние можно с помощью индексов.
Факторный анализ затрат на рубль продукции проводят в следующем порядке:
1 Определяют влияние изменения объёма и ассортимента продукции на изменение затрат на рубль продукции с помощью индекса
(10.21)
в абсолютном выражении
. (10.22)
2 Определяют влияние изменения себестоимости единицы продукции на изменение затрат на рубль продукции с помощью индекса
, (10.23)
в абсолютном выражении
.(10.24)
3 Определяют влияние изменения цен на продукцию на изменение затрат на рубль продукции с помощью индекса
, (10.25)
в абсолютном выражении
. (10.26)
При этом необходимо учитывать связь индексов: IЗР = IЗР(q)· IЗР(z)· IЗР(р).
Общее абсолютное изменение затрат на рубль продукции равно алгебраической сумме индексов: D ЗР =D ЗР(q)+ D ЗР(z)+ D ЗР(p).
Например, необходимо проанализировать выполнение плана по уровню затрат на рубль реализованной продукции по следующим данным
Таблица 10.1 – Исходная информация и расчеты для анализа затрат на рубль продукции
Изделия | План | Отчет | q0Z0 | q0p0 | q1Z1 | q1p1 | q1Z0 | q1p0 | ||||
количество реализован-ных изделий, тыс. шт. | себестоимость изделия, тыс. руб. | цена изделия, тыс. руб. | количество реализован-ных изделий, тыс. шт. | себестоимость изделия, тыс. руб. | цена изделия, тыс. руб. | |||||||
q0 | Z0 | p0 | q1 | Z1 | p1 | |||||||
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В | ||||||||||||
∑q0Z0=182 | ∑q0p0 =253 | ∑q1Z1=181 | ∑q1p1 =268 | ∑q1Z0 =198 | ∑q1p0 =273 |
Затраты на рубль реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с планом изменились на
,
,
что составило уменьшение затрат на рубль продукции на
Это изменение произошло под воздействием факторов:
а) изменения объема и структуры продукции:
;
,
;
б) изменения себестоимости единицы продукции:
;
,
;
в) изменения цен на продукцию:
;
,
.
Связь индексов:
IЗР = IЗР(q)· IЗР(z)· IЗР(р)
IЗР = 1,0082 * 0,9141 * 1,0187 = 0,9388.
Сумма влияния факторов в абсолютном выражении:
D ЗР =D ЗР(q)+ D ЗР(z)+ D ЗР(p) = 0,0059 – 0,0623 + 0,0124 = -0,0440 руб.
Следовательно, затраты на рубль реализованной продукции по сравнению с планом уменьшились на 6,12% или на 0,044 руб. Этот положительный факт в деятельности предприятия был вызван снижением себестоимости единицы продукции, что позволило снизить затраты на рубль продукции на 8,59% или 0,0623 руб. В то же время изменение объема и структуры продукции, а также уменьшение по сравнению с планом цены на продукцию В привело к росту уровня затрат на рубль продукции соответственно на 0,82% и на 1,87% (или 0,059 руб. и 0,0124 руб.).