ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Дальневосточный филиал
Дальневосточный филиал
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
Для студентов очной формы обучения
(направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
(бакалавр)
Хабаровск
Авторы: | Чемекова О.О. | Преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» | ||||
Рецензенты: | Дерюга А.Н. | Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия, д.ю.н., доцент | ||||
Черевко М.А. | Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», к.с.н. | |||||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (бакалавр).
Одобрен на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин Дальневосточного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол № 2 от 22.09.2014)
Утверждён Учебно-методическим советом Дальневосточного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
© Дальневосточный филиал ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия», 2014 г.
© Чемекова О.О., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8
Тематический план дисциплины.. 9
Программа курса. 10
Планы семинарских (практических) занятий. 20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. 44
Литература. 46
Вопросы для подготовки к зачету. 52
Глоссарий (словарь) 54
ВВЕДЕНИЕ
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельную, интенсивно развивающуюся отрасль права и является важнейшей частью системы социальной защиты населения России. Нормы права социального обеспечения адресованы всему населению и сопровождают человека в течение всей его жизни, а сфера социального обеспечения полностью включается в сферу интересов общества. Конституция России 1993 года гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, при воспитании детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Семья, материнство и детство находятся под охраной государства. Исходя из значимости данной области правового регулирования, необходимы расширение и углубление научных исследований в этой сфере, решение вопроса о подготовке высококвалифицированных специалистов в системе социальной защиты и социального обеспечения, что должно способствовать повышению уровня государственно-правового упорядочения одной из важнейших групп (систем) общественных отношений.
Изучение учебной дисциплины как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере социального обеспечения, их правовом регулировании является одним из ключевых компонентов образовательного процесса и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Программирование в области обучения является необходимым компонентом, определяющим практическую (семинарскую) и самостоятельную формы работы преподавателей и студентов.
Цель изучения дисциплины- реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций на основе овладения системой знаний, формирование у студентов целостного представления о правовом регулировании отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами, субсидиями, различными формами социального обслуживания и связанных с ними процедурных и процессуальных отношений как предпосылки для правильного применения правовых норм на практике.
Теоретические образовательные задачи курса заключаются в формировании у бакалавров представления в области основ права социального обеспечения, освоении концепции и основных положений нового законодательства о социальном обеспечении, особенностей их реализации в современных условиях, а также в умении применять полученные профессиональные знания и навыки на практике.
Профессиональная юридическая компетенция предусматривает формирование у бакалавров комплекса умений:
1) владеть юридической терминологией права социального обеспечения;
2) знать систему социального обеспечения Российской Федерации; правовое регулирование предоставления различных видов льгот по системе социального обеспечения; порядок предоставления основных социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, ветеранам, гражданам, имеющим детей и другим категориям граждан;
3) анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними отношения в праве социального обеспечения;
4) принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
5) реализовывать нормы законодательства о социальном страховании, пенсионном обеспечении, законодательства о государственном социальном обеспечении, в том числе в целях защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов социально-обеспечительных отношений в профессиональной деятельности;
6) правильно составлять и оформлять юридические документы.
Образовательные задачи курса имеют междисциплинарный характер, поскольку, подготовка по дисциплине основана на, полученных при изучении дисциплин «Теория государства и права», «Трудовое право», «Семейное право» «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право»
Воспитательные задачи призваны развить у бакалавра законопослушность, мобильность; личную ответственность за собственную судьбу и судьбу отечества; способствовать становлению профессионального правового сознания, мышления и правовой культуры.
Практические задачи курса состоят в формировании систематизированных научных представлений о правовых основах социального обеспечения, содержании юридических норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения Российской Федерации.
Содержание учебного курса составляют: основные понятия изучаемой отрасли права, ее предмет и метод, история формирования и развития; источники и принципы правового регулирования; состав и содержание правоотношений; и поэтому не только отражает состояние правовой науки, но и учитывает потребности практики, формулируя нерешенные вопросы.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- овладением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
-способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
- наличием выраженной нетерпимости по отношению к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);
- способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).
обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
- способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
в экспертно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-14);
- способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
При реализации программы дисциплины «Право социального обеспечения» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в виде семинарских (практических) занятий, которые сочетаются с интерактивными методами обучения, предусматривающими решение юридических задач по рассматриваемым темам, подготовку докладов студентов, дискуссии по спорным вопросам. Самостоятельная работа предполагает подготовку домашних заданий, приобретение навыков использования ПК для поиска нормативных актов, судебной практики, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, изменений и дополнений в законодательство о социальном обеспечении.
Формами контроля усвоения учебного материала является текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий и промежуточный контроль осуществляется посредством устного и письменного опроса (рефераты, контрольные задания, тестирование, составление документов).
Итоговый контроль проводится в форме зачета по вопросам, содержание которых охватывает весь материал дисциплины.
* - значок обозначает литературу, имеющуюся в фондах филиала.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость | 72 – 2 з.е. |
Аудиторные занятия | |
Лекции | - |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |
Семинары | С/р | ||
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
1. | Социальное обеспечение и социальная защита населения в Российской Федерации | ||
2. | Экономическая и финансово-правовая основа социального обеспечения | ||
3. | Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения | ||
4. | Принципы, источники права социального обеспечения | ||
5. | Правовые отношения по социальному обеспечению | ||
6. | Юридическая ответственность в праве социального обеспечения | ||
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ | |||
7. | Трудовой стаж и его значение в социальном обеспечении | (интерактивный) | |
8. | Пособия и компенсационные выплаты по социальному обеспечению | ||
9. | Общая характеристика системы пенсионного обеспечения России | ||
10. | Трудовые пенсии: пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца | (интерактивный) | |
11. | Пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии | ||
12. | Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан | ||
13. | Обращение за пенсией, ее назначение, перерасчеты и выплата | (интерактивный) | |
14. | Медицинская помощь и лечение | ||
15. | Социальное обслуживание | ||
16. | Льготы по системе социального обеспечения | ||
Всего |
ПРОГРАММА КУРСА