Факторы, влияющие на величину оценочной стоимости
При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы. К их числу относятся следующие:
1) спрос – определяется предпочтениями потребителей, которые
влияют на то, какие доходы и в какое время приносят данный бизнес собственнику и с какими рисками это сопряжено.
Важным фактором, влияющим на спрос и, соответственно, на стоимость, является наличие альтернативных возможностей для инвестора;
2) доход и чистая прибыль – доход, который может получить
собственник объекта, зависит от характера деятельности и возможностей продажи объекта после продажи использования.
предприятия имеет время получение доходов, а также момент его продажи с учетом тенденции изменения с течением времени чистого денежного потока предприятия.
Характерный полярный профиль для инвестиционного проекта, создания и развития бизнеса приведен на рис.3.1;
Рис 4.1. Динамика развития чистого дохода предпринимателя
4) риск – на величину стоимости неизбежно сказывается риск.
Если риск велик, то стоимость бизнеса существенно меньше, чем в случае меньших рисков.
5) контроль – одним из важнейших фактов, влияющих на стоимость, является степень контроля, который получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную стоимость или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначить аппарат управления, определять величину их оплаты труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, реструктурировать и даже ликвидировать данные предприятия. В силу того, что покупаются большие права, стоимость, как правило, будет выше, чем в случае приобретения неконтрольного пакета акций;
6) ликвидность – одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость бизнеса, является степень ликвидности предприятия в целом и его активов. Чем выше ликвидность, тем выше стоимость;
7) ограничения – стоимость предприятия зависит от любых ограничений, которые накладываются на данный бизнес;
соотношение спроса и предложения – механизм влияния соотношения спроса и предложения на стоимость бизнеса. Если спрос превышает предложение, то покупатель готов платить максимальную цену. В то же время, при превышении спроса над предложением, в перспективе возможно появление новых, в том числе крупных предприятий данного профиля и в долгосрочной перспективе цены на предприятия этой сферы бизнеса могут несколько упасть.