Требования к уровню освоения программы
Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания экономистов. В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
§ соотнести существующий инструментарий с задачами и функциями планирования в компании;
§ структурировать проблемы бизнес планирования в рыночной среде;
§ типизировать основные составляющие бизнес планирования, перенеся проблемы их практического наполнения на уровень кейсов.
Студенты должны в процессе изучения курса знать:
§ роль бизнес планирования в системе управления предприятием;
§ усвоить задачи, содержание и методы тактического планирования в взаимосвязи с стратегическим планированием;
§ методику составления тактических планов предприятия;
§ организацию бизнес планирования.
В результате изучения данной дисциплины студенты также должны иметь навык разрабатывать комплексные тактические планы предприятия, включая планы маркетинга, производства и реализации продукции, повышения организационно-технического уровня производства, персонала, материально-технического обеспечения, издержек производства, капиталовложений, финансовый план, а также экономического обоснования плановых решений, их отбора из числа альтернативных вариантов.
Содержание дисциплины
В соответствии с учебными планами по специальности 080105 «Финансовый менеджмент», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины (Таблица 1), составляет:
Таблица 1 – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины
«Финансовый менеджмент»
Форма обучения | База | Срок обучения | Всего часов по дисциплине | в т.ч. | ||
аудиторных занятий | СРС | |||||
Лекций | Практических | |||||
заочная | общее среднее (полное) образование | 6 лет | ||||
заочная | среднее профессиональное образование | 4 года | ||||
заочная | высшее образование | 3,5 года |
Примерный тематический план
Таблица 2 – Распределение учебного времени
Тема | ||||
Всего | в том числе | |||
Уч. занят. | СРС | |||
Лекц. | Практ. | |||
Основы бизнес планирования | 11,5 | 0,5 | 1,0 | 10,0 |
Структура бизнес плана | 11,5 | 0,5 | 1,0 | 10,0 |
Характеристика предприятий и отрасли | 13,5 | 0,5 | 1,0 | 12,0 |
План маркетинга | 12,0 | 1,0 | 1,0 | 10,0 |
Производственный, организационный и юридический планы | 12,0 | 1,0 | 1,0 | 10,0 |
Финансовый план | 12,0 | 1,0 | 1,0 | 10,0 |
Анализ инвестиционного проекта и оценка риска | 14,0 | 1,0 | 1,0 | 12,0 |
Управление стоимостью проекта | 22,0 | 1,0 | 1,0 | 20,0 |
Контроль и регулирование проекта | 15,0 | 1,0 | 1,0 | 13,0 |
Применение программных продуктов при составлении бизнес плана | 11,5 | 0,5 | 1,0 | 10,0 |
ВСЕГО: |
Содержание разделов и тем
Тема 1. Основы бизнес-планирования
Понятие и роль бизнес-плана в современном предпринимательстве. Классификация бизнес-проектов. Цели бизнес-проекта. Признаки бизнес-проекта. Основные участники проекта и их функции. Жизненный цикл бизнес-проекта. Особенности составления бизнес-плана для предприятия и для инвесторов.
Тема 2. Структура бизнес-плана
Структура и содержание бизнес-плана. Титульный лист. Меморандум о конфиденциальности, аннотация, введение и оглавление. Резюме бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Примерная структура бизнес-плана. Содержание титульного листа бизнес-плана. Содержание меморандума о конфиденциальности. Порядок оформления резюме.
Тема 3. Характеристика предприятия и отрасли
Структура и элементы раздела. Характеристика предприятия. Стратегия развития и содержание деятельности фирмы. Характеристика вида отрасли, в которой работает предприятие. SWOT-анализ. Анализ финансового состояния предприятия, материальных ресурсов, величины запасов.
Тема 4. План маркетинга
Структура и элементы раздела. Описание товара (услуги). Анализ рынка производителей. Анализ рынка потребителей. Сегментирование рынка. Ценообразование. Маркетинговая стратегия. Стратегия товародвижения.
Тема 5. Производственный, организационный и юридический планы.
Определение местонахождения фирмы. Анализ затрат. Технологии. Планирование производства на основе плана продаж. Календарный план. Производственные мощности и их развитие. Охрана окружающей среды.
Анализ организационной структуры. Квалификация персонала. Мотивирование персонала.
Правовые документы, регулирующие планирование и реализацию бизнес-плана. Анализ нормативной среды.
Тема 6. Финансовый план.
Анализ финансового состояния предприятия. Прогноз движения денежных средств. Прогноз баланса. Прогноз прибыли. Расчет финансовых показателей предприятия во время и после реализации бизнес-проекта. Точка безубыточности. Стратегия финансирования.