Государственный бюджет. Государственный долг и кредит
Понятие и сущность финансов. Финансовые ресурсы.
Финансы присутствуют во всех эк. формациях,обусловленных 2-мя принципами: наличием гос-ва и развитием товарно-денежных отношений. Финансы – специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизов-х и децентр.фондов д/с, используемых на цели расширенного воспр-ва и удовлетворение общегосударственных потребностей.
Различают 2 функции финансов: распределительную и контрольную.
Действие распределительной функции вытекает из сущности финансов: обеспечение отношений, связанных с распред-ем и перераспред. совокупного продукта, нац дохода и чистого дохода, формированием доходов и накоплений, созданием фондов денежных средств.
Контр-ная ф-я обусл. нормативным хар-ом денежных отношений. Реализуется ф-я с помощью стоимостных показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических процессов (выручка, прибыль,рентабельность идр.)
Фин. ресурсы – это фонды д/с, находящихся в распоряжении гос-ва, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процесс распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме и предназначенный для обеспечения расширенного воспр-ва и общегос-х потребностей.
Основным ист-ом формир-я финн-х ресурсов явл чистый доход. Второй по величине источник формирования децентрал-ых финн-х ресурсов – амортизац отчисления.
Другая часть чистого дохода является основным источником формирования централизов-х финн-х ресурсов, кот обеспечивают общегосуд-ые потребности.Централизов-ые фин ресурсы сосредотачиваются в гос бюджете, бюджетных и внебюджетных фондах, фондах госуд-го имущественного и личного страхования и используются для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Финансовая система государства. Финансовая политика государства
Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.
Финансовая политика - составной часть экономической политики государства. В любом обществе именно государство использует финансовую политику для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей.
Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства.
Следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.
Государственный бюджет. Государственный долг и кредит
Гос бюджет — это основной фин. план гос-ва, отражающий экон.отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда д/с
Структура бюджета определяется гос-ым устройством.Бюджет выполняет сл. ф-ии: распределительную,контрольную, регулирующую
Доходы республик-го бюджета РБ формир-ся за счет крупных нал-ов и некот-х дох-ов общегосуд-ого значения, и некот-х др. неналоговых платежей.
Расходы республик-го бюджета дел-ся на следующие группы: финансирование нар хозяйства; социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с ВНЭ деятел-ю, обслуживанием гос долга.
Местные органы власти самост-но опред-ют курс бюдж-ых ассигнований.
Бюдж система - это основанная на экон-их отношениях и правовых нормах совок-ть бюджетов отдельных администр-но-территор-ых образований каждого гос-ва.Бюдж система РБ основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности.
В случае если на практике не хватает доходов для покрытия намечаемых в бюджете расходов, возникает дефицит бюджета. Бюдж дефицит - это та сумма, на кот в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Одним из методов привлечения дополнительных доходов в гос бюджет явл-ся гос кредит.Гос кредит представляет собой совокупность экон-их отношений.
Гос долг -это сумма задолж-ти страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
Финансовый контроль и финансовое планирование
Фин контроль — это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.
Целью является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.Финансовый контроль на макроуровне — это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства.
Контроль в сфере гос финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового, банковского надзора.
Фин контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.Финансовый контроль подразделяется на государственный и аудит. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Они исп-ся в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства, культуры.Фин план.следует рассматривать как целенаправленную деятельность гос-ва, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений