Элементы операционного анализа
Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такой объем производства, при котором предприятие не получает ни прибыль, ни убыток.
Прибыль = выручка от реализации – FC -VС = 0 (19)
Порог рентабельности определяется по формуле:
ПР = FC : (ВР – VСотносительные)= (20)
Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы (ЗФП):
ЗФП = ВЫРУЧКА - ПР (21)
Попробуем, используя наш пример, показать, как предпринимателю следует подходить к формированию своей производственной программы.
Предположим, что наш предприниматель производит два вида товара, причем мы имеем дело с конкурентным рынком и оба товара имеют сопоставимую эластичность спроса и примерно одинаково привлекательны для потребителей, т. е. мы сознательно сформулировали такие условия, когда от правильного принятия решения фирмой об объеме производства зависит очень многое при достижении ею успеха на рынке.
Товар 1 | Товар 2 | Всего | |
Выручка от реализации | |||
VC | |||
FC (пропорциональны) | |||
Прибыль |
Отсюда порог рентабельности — 666,67, запас финансовой прочности — 333,33.
Рассчитаем порог рентабельности для каждого из товаров:
для товара 1 — ПР = 120 : ((600-400) / 600) = 360,
для товара 2 — ПР = 80 : ((400-300) / 400) = 320.
Запас финансовой прочности товара 1 — 600 - 360 = 240 (67%), запас финансовой прочности товара 2 — 400 - 320 = 80 (25%). Таким образом, выпускать первый товар более прибыльно для фирмы. Он дает фирме больше прибыли, его доля в производстве — 60%, а в получаемой прибыли — 80%! Может быть, имеет смысл отказаться от производства второго товара? Попробуем. Фирма теперь выпускает только товар 1. Отказавшись от второго товара, фирма смогла нарастить производство первого в следующем периоде на 20% (очень высокий темп роста). Итак, выручка составила 720, переменные издержки — 480, постоянные — 200 и прибыль — 40 (?!), т. е. снизилась по сравнению с прошлым периодом в 2,5 раза. Это произошло потому, что, отказавшись от производства второго товара, мы должны были взять на товар 1 все постоянные затраты, которые несли и до этого. Правильнее же будет для предпринимателя, учитывая, что первый товар значительно превзошел порог рентабельности, вести политику ограничения производства именно этого товара, а наращивать производство второго товара. Он — растущий, находящийся в стадии роста, по нему существует возможность значительного накопления запаса финансовой прочности.
Посмотрим, что из этого получится. Предположим, что в следующем временном интервале производство первого товара сохранится на прежнем уровне, второго — вырастет на 15% (это умеренный рост по сравнению с 20%-ным приростом в первом случае).
В результате получаем: выручка от производства второго товара составит 460, переменные затраты — 345, постоянные издержки останутся на прежнем уровне - 80, прибыль же составит 35. Прибавив результаты по первому товару, получим: общая выручка — 1060 (+6%), общая прибыль — 115 (+15%).
Теперь можно сформулировать два правила, связных с воздействием эффекта операционного рычага:
1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
2. Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием). Попробуем, используя наш пример, показать, как предпринимателю следует подходить к формированию своей производственной программы.