Принципы распределения расходов.
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются между бюджетами различных уровней.
Расходнаячасть бюджетной системы включает следующие основные группы расходов, отражающие их функции:
– на государственный аппарат;
– на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, транспорт и т.д.);
– на оборону страны;
– на социально-культурные мероприятия;
– на науку;
– целевые (резервные) фонды и др. Каждая из этих групп подразделяется на несколько конкретных видов затрат.
Расходы бюджета определяются Бюджетным кодексом РФ через материальную сторону данного явления, т.е. как “денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления” (ст. 6 БК РФ). Основой разграничения бюджетных расходов является распределение компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, что в конечном итоге определяет соотношение объемов доходных и расходных частей каждого бюджета в бюджетной системе. Распределяются расходные полномочия между бюджетами на основе ряда принципов, в числе которых:
– соответствие состава расходов компетенции органов власти Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований (по принадлежности);
– учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
– учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет;
– самостоятельность субъектов бюджетного права в определении направлений и состава расходов своих бюджетов. Следует обратить внимание на то, что самостоятельность субъектов Федерации и муниципальных образований ограничивается рамками Конституции РФ и федеральным законодательством, поэтому и бюджетные нормативные акты регионального уровня не должны содержать расходных статей, финансирование которых не входит в компетенцию субъекта Федерации или местного самоуправления.
Конечная цель распределения расходных функций состоит в закреплении за каждым уровнем власти тех расходных полномочий, которые будут надлежащим образом выполняться. Перечень расходов, закрепленных за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, дан в ст. 84—87 БК РФ.
В настоящее время бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит базового элемента системы межбюджетных отношений - четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). Широкая сфера расходов отнесена к сфере “совместного” финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. При этом сохраняется регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действует множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм.
Расходы бюджета любого уровня бюджетной системы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим относится часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование и другие расходы, не относящиеся к капитальным. Капитальные расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, и включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное или муниципальное имущество, и т.п. В составе капитальных расходов может быть сформирован Бюджет развития, правовое положение которого определяется Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ “О Бюджете развития Российской Федерации”.
Под дефицитом бюджетапонимается превышение расходов над доходами. В случае превышения доходов над расходами наблюдается профицитбюджета.
Оборотная кассовая наличность представляет собой утверждаемую в составе бюджетов сумму, образуемую за счет остатков средств по соответствующему бюджету, которая используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена в течение бюджетного года до утвержденных на начало года размеров.
Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, максимальной эффективности использования; соблюдения режима экономии; осуществления финансового контроля.
В условиях структурной перестройки народного хозяйства в практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности.
С точки зрения экономического содержания, средства государственного бюджета Российской Федерации расходуются на материальное производство и создание государственных резервов и на непроизводственную сферу. В соответствии с экономическим содержанием расходов государственного бюджета существуют два режима бюджетного финансирования: режим финансирования коммерческих организаций и сметно-бюджетный режим.
14.Бюджетные ассигнования.
К бюджетным ассигнованиям (расходам) относятся ассигнования:
· на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
· на социальное обеспечение населения;
· на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
· на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
· на предоставление межбюджетных трансфертов;
· на предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
· на обслуживание государственного (муниципального) долга;
· на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Важно, на наш взгляд, рассмотреть содержание и структуру оказания государственных услуг.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования:
а) на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;
б) на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
в) на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
г) на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
· оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам,
· осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий),
· разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа,
· закупки товаров в государственный материальный резерв.
Социальное обеспечение населения осуществляется за счет бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Бюджетные ассигнования предусматриваются в отдельности по каждому виду обязательств — это пенсии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты.