Тема 1: Теоретико-методологические основы экономического анализа
- Предмет и задачи экономического анализа (ЭА)
- Принципы ЭА
- Метод ЭА и его особенности
- Классификация видов анализа
- Информационное обеспечение ЭА. Этапы проведения ЭА
- Системы показателей оценки деятельности организации
Экономический анализ – одна из функций управления, отражающая технологический этап процесса принятий решений и обеспечивающий процесс управления аналитической информацией.
Объектом ЭА является хозяйственная деятельность предприятия как совокупность производственных отношений, которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства, социальными и природными условиями.
Основные задачи ЭА:
– научное обоснование бизнес-планов и нормативов.
– исследование выполнения бизнес-планов и бюджетов за предыдущие периоды
– оценка эффективности использования ресурсов организации (материальные, трудовые, основные средства)
– выявление и измерение внутренних резервов
– обоснование оптимальности управленческих решений
Принципы ЭА:
– государственный подход
– научность
– рациональность
– достоверность
– релевантность (адекватный, имеющий отношение, уместный к рассматриваемому случаю)
– оперативность
– эффективность (результаты должны быть больше затрат на аналитический анализ)
Принципы, которым должен отвечать современный анализ:
– системность (наличие нескольких подразделений, структур)
– комплексность (наш объект должны исследовать со всех сторон)
ЭА нужен для оценки разных сторон организации, выявить резервы, предотвратить банкротство, назначить «лечение»
ЭА – самостоятельная отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа. Анализ рассматривается в непрерывной связи с синтезом, т.е. с обобщением результатов анализа.
3. Метод ЭА – это системное, комплексное, изученное измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана учета отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. В основе метода ЭА лежит диалектический подход. Особенностями метода можно назвать:
– использование системы плановых, учетных и отчетных показателей для измерения экономических явлений.
– выбор измерителей для оценки анализированных явлений и процессов, в зависимости от их содержания
– выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый показатель
Методика – совокупность отдельных, специальных приемов применяемых для обработки экономической информации. Различают общую и частную методики.
Общая методика, которая используется в любой отрасли (основные элементы, способы обработки экономической информации, рабочие этапы ЭА, последовательность комплексного полного анализа или выбор для отдельного локального анализа).
Частная методика используется для анализа показателей отдельных отраслей (торговли – товарооборот).
17.02.2012 |
Вид экономического анализа представляет собой теоретического и практического обособление аналитической работы в процессе управления.
В основе классификации видов экономического анализа лежат разные признаки.
1. По подходу к анализу различают:
– теоретический (экономические процессы, это экономическая теория, история экономических учений, статистика) и конкретно-экономический анализ (анализ на уровне конкретной организации)
2. По содержанию процесса управления:
– перспективный (прогнозный) анализ
– оперативный (текущий) анализ
– ретроспективный (последующий) анализ (основан на данных прошлого)
3. В зависимости от характера объекта управления различают:
– макроанализ
– отраслевой анализ
– на уровне управления отдельным предприятием
– на уровне отдельных видов деятельности
– отдельных видов ресурсов
4. По признаку периодичности
– разовый
– периодический
5. По содержанию и полноте процессов
– полный анализ
– локальный анализ
– тематический анализ
6. По методам изучения объекта
– комплексный
– системный
– факторный
– функционально-стоимостной анализ ФСА
– коэффициентный анализ
– трендовый анализ
Для финансовой отчетности используется горизонтальный (динамический), вертикальный (структурный) и структурно-динамический анализ.
По степени обхвата анализируемого объекта анализ может быть сплошным и выборочным.
7. По признаку субъекта управления:
– финансовый анализ
– управленческий анализ
Результаты финансового анализа необходимы внешним пользователям, он проводится по результатам предыдущих периодов, использует финансовую отчетность. Управленческий учет занимается подготовкой информации, необходимых для принятия управленческих решений.
Внутрихозяйственный анализ основан на данных финансового учета и отчетности.
5.
Информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю (учетная и внеучетная).
Деловая информация – это материалы консалтинговых фирм, рейтинговых агентств, деловая пресса.
По функциям управления выделяют информацию: конструкторско-технологическая информация, нормативные данные, данные оперативного учета, данные финансового учета, данные статистического учета, бухгалтерская финансовая отчетность организации.
Пользователи аналитической информации бывают внешними и внутренними (см. лекции Бухучет).
Затраты бывают:
– постоянные
– переменные
– комплексные
Информация может быть: проектно-конструкторская, технологическая, учетная, отчетная
Л3 |
21.02.2012 |