Вопрос 2. Цели и задачи ФПиП

Вопрос 1. Сущность ФПиП в рыночной экономике.

Прогноз это вероятностное суждение о будущем развитии экономической системы, поэтому с одной стороны прогноз должен быть вариантный (как минимум 2 варианта – оптимистический, пессимистический) во вторых обычно прогноз не реализуется на 100%. Даже 80% выполнения прогноза считается хорошим.

План это схема действия по достижению каких либо целевых результатов. План обычно формируется на основе какого то одного варианта прогноза.

В рыночной экономике очень важное место в отличие от плановой экономики занимает именно ФПиП, т.к. в рыночной экономике любое предприятие может стать банкротом(агрессивная среда, конкуренция) соответственно по дальности. Развитие предприятия для исключения банкротства должно быть финансово устойчивым. Именно для этого необходим ФПиП. Таким образом значение ФПиП в рыночной экономике очень велико, его сущность заключается в том что она позволяет обеспечивать будущую финансовую устойчивость предприятия.

Вопрос 2. Цели и задачи ФПиП.

Задачи:

1. планирование и прогнозирование объема продаж

2. определение расходов, если предприятие «-» то рассматривается по элементам затрат, др можно калькуляция с/с.

3. разработка прогнозного бух баланса/ рассчитать показатели Кфин. левереджа.

4. Расчитать коэфф. ликвидности.

Главной целью ФПиП в рыночной экономике является обеспечение финансовой устойчивости предприятия на любой период времени (1г, 10 лет)

Исходя из этого основными задачами являются:

1. разработка V продаж

2. расчет затрат предприятия и формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках.

3,4 разработка бух. Баланса и прогнозного отчета о движении ДС

5 расчет основных финансовых коэфф в прогнозном периоде

6. выбор наилучшего варианта прогноза и формирование на его основе финансового плана.

Вопрос 3. Взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования.

Стратегическое планирование (СП) возникло на западе в начале 60х прошлого века., а ФПиП лишь в начале 80г 20 века. Тем не менее они очень тесно связаны между собой. Дело в том что любая стратегия даже самая хорошая при ее реализации может привести предприятие к банкротству, если она не будет просчитана финансово, т.е. если не будет разработан на ее основе финансовый план и финансовый прогноз. С другой стороны при разработке долгосрочных финансовых прогнозов (на срок свыше 3-5 лет) необходимо учитывать будущую стратегию развития предприятия. Однако эта взаимосвязь осложняется следующими обстоятельствами: Во-первых – на Западе до сих пор финансовое прогнозирование осуществляется лишь на срок до 3х лет (иногда до 5), а стратегия наоборот разрабатывается на срок больше 3-5 лет. Такое положение сложилось потому что основным метом расчета затрат предприятие является разделение всех затрат на постоянные и переменные. При этом считается что в перспективе постоянные затраты не меняются а переменные изменяются пропорционально изменению V продаж. Однако такой метод расчета затрат не пригоден для прогнозирования свыше 3 лет.

Другим обстоятельством является то что и СП и ФПиП разрабатывали специалисты разных наук, соответственно возникли различные методы разработки стратегий и прогнозов, которые не всегда удается совместить между собой.

Тема 2. Характеристика финансового прогнозирования.

1. Финансовое прогнозирование как процесс и его этапы

2. финансовое прогнозирование в широком и узком смысле слова

3. Характеристика прогнозных документов.

4. Формы прогнозных документов и последовательность их разработки в зависимости от периода прогнозирования

Вопрос 1. Финансовое прогнозирование как процесс и его этапы.

Первый этап. Формирование (прогнозирование) V продаж

Процесс финансового прогнозирования включает в себя несколько этапов с точки зрения процедуры прогнозирования (ранее мы их называли основными задачами)

· Первым наиболее сложным этапом является этап разработки прогноза V продаж.

Как и любой прогноз прогноз V продаж также разрабатывается в некоторых вариантах. Однако этот этап имеет множество специфических особенностей, которые отличают его от последующих этапов:

1. любой вариант прогноза должен обеспечить предприятию в будущем получение необходимого объема прибыли.

2. в каждой стране и любом регионе существует множество разнообразных предприятий которые отличаются по по V выпускаемой продукции, ее ассортименту, по специфики продукции, по сроку существования.

3. существует около 150 методов прогнозирования, хотя на практике используется не меньше

10-15 методов. Соответственно затрудняется выбор какого либо метода или методов прогнозирования применительно к конкретному предприятию.

· Второй этап. Расчет затрат предприятия и формирование прогноза V продаж.

На этом этапе рассчитываются затраты предприятия на производство и реализацию продукции с последующим формированием прогнозного отчета «О прибыли и убытках»

Сам расчет затрат выполняется разными методами, использование которых зависит от периода прогнозирования. При краткосрочном прогнозировании сроком до 1 года используется либо метод прямого счета с формированием затрат по элементам в целом по предприятию или расчетом калькуляции с/с важнейших видов продукции, либо с разделением всех затрат на постоянные и переменные при этом считаются и прогнозируемый период времени, - постоянные затраты не меняются, а переменные изменяются пропорционально выручке от продаж.

При среднесрочном прогнозирвоании, сроки от 1-3 лет в основном используется разделение всех затрат на постоянные и переменные однако, чем длиннее период прогнозирование тем такое разделение становится всё более и более условным (не справедливым).

При долгосрочном прогноз свыше (3-5 лет) такое разделение затрат применять уже нельзя, поэтому условно приходится менять затраты предприятия предприятия изменяются пропорционально выручки от продаж.

Этот недостаток можно устранить, если использовать различного рода компьютерные системы прогнозирования в основе которых используется принцип «Что будет если?»…

После расчета затрат формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках не вызывает особых трудностей, однако форма и содержание этого документа может существенно отличаться от формы содержания №2.

· Третий и Четвертый – формирование прогнозного баланса и формирование прогнозного отчета о движении ДС

При любом прогнозе прогнозный баланс должен составляться обязательно т.к. иначе не не рассчитать прогнозное значении основных финансовых коэфф. а прогнозный отчет о Движении ДС при долгосрочном прогнозировании в принципе составлять необязательно, хотя если есть такая возможность лучше это сделать.

Самая главная задача этого отчета состоит в том чтобы показать какой остаток ДС будет иметь предприятие на конец прогнозного периода.

Если при этом окажется что такой остаток по своей величине будет меньше остатка ДС на начало периода, а выручка предприятия – растет, это означает снижение уровня платежности предприятия, что не желательно для любого варианта прогноза. Если же при этом остаток ДС на конец будет отрицательным, то это означает потерю платежеспособности, соответственно такоц вариант прогноза будет заведомо ненужным и остальные этапы финансового прогнозирования можно не осуществлять.

С другой стороны последовательность формирования прогнозного баланса и прогнозируемого отчета о ДДС зависит от периода прогнозирования. При краткосрочном прогнозировании (срок до 3 лет) у предприятия есть вся необходимая инфа для расчета будущих финн потоков по 3м видам деятельности:

- текущий

- финансовый

- инвестиционный

Соответственно при таком периоде прогнозирования сначала формируется прогноз отчет о ДДС методом прямого счета, а затем формируется прогнозный баланс.

Такая последовательность определяется тем что для формирования прогнозного баланса по Vму ДС предприятия на конец прогнозируемого периода, а эти данные как раз и получаются при формировании прогнозного отчета о ДДС. При среднесрочном прогнозировании уже нет такого детального Vма инфы, который бы позволил рассчитывать сметы и бюджеты на 2 или 3 года, т.е. метод прямого счета составление прогнозного отчета о ДДС здесь неприменим. Соответственно сначала формируется прогнозный баланс с использованием соответствующий методов (метод расчета %ов от продаж; аналитического метода, метода имитационного моделирования финн потоков), а затем составляется прогнозный отчет о ДДС косвенным методом. На основе сопоставления статей актива и пассива прогнозного баланса с соответствующему статьям баланса за предыдущий период.

При долгосрочном прогнозировании эта последовательность выполнения 2х прогнозных документов будет такой же как и при средне ф, если пригнозный отчет о движении ДС будет нужен.

· Пятый этап. Формирование прогнозных значений финансовых коэфф.

В рыночной экономике предприятие должно получать прибыль желательно максимально возможную но при обеспечении финансовой устойчивости, поэтому основным финансовым коэффициентом значение которого рассчитывается в прогнозном является Коэфф финн левереджа (т.е. соотносятся СК и ЗК- нормальное значение которого не меньше 1).

Таким образом всех вариантов прогноза лучшими будут считаться те которые обеспечивают это значение а самый лучший вариант прогноза – который обеспечивает получение макс значения прибыли до вычета % и налога (при краткосрочном прогнозе иногда среднесроч прогнозе, если можно посчитать % за кредит). Если же max прибыль общую и чистую к не возможно посчитать такие % за кредит.

Однако при этом могут быть такие варианты прогноза, которые не обеспечиваются необходимое значение min или же нормативное значение коэфф-та обеспеченности СОС (>=0.1). Если такое происходило в каком то варианте прогноза, то он уже не считается лучшим и он откладывается в сторону для дальнейшего более детального анализа в случае необходимости.

Индикатором повышения рыночной стабильности предполагает косвенно является значение ROE, поэтому его так же необходимо рассчитывать для варианта прогноза.

Также желательно рассчитывать прогнозное значение ROA, потому что:

- оно должно быть меньше значения ROE

- если есть такая возможность (при краткосрочном прогнозе) значение ROA необходимо сравнить с WACC.

· Шестой этап – Выбор лучшего варианта прогноза.

На этом этапе лучший вариант прогноза max выбирается по разному в зависимости от специфики работы? Предприятия его масштабов руководителя предприятия, организационно правовой структуры предприятия и т.п.. Однако при этом в большинстве случаев общим правилам выбора лучшего варианта прогноза является следующее:

- лучшим считается вариант обеспечивающий max прибыль до вычета % и налогов, в краткосрочном случае общая прибыль при обеспечении нормального значения коэфф финн левереджа и соблюдение нормативных значений Ктек ликвидности и Кобспеченности СОС.

Вопрос 2.

Тема № 1 Финансовое планирование и прогнозирование как часть финансового менеджмента

1. Сущность и значение финансового планирования и прогнозирования в рыночной экономике

2. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования

3. Взаимосвязь стратегического планирования и финансового прогнозирования

1.Прогноз это вероятностное суждение о будущем развитии экономической системы. Поэтому с одной стороны – прогноз должен быть вариантным (оптимистический и пессимистический) и во вторых – никогда прогноз обычно не реализуется на 100% даже 80% выполнение достижения прогноза считается хорошим.

План – схема действий по достижению каких то целевых результатов (увеличение прибыли). План обычно формируется на основе какого то одного варианта прогноза.

В рыночной экономике очень важное место в отличие от плановой экономики занимает финансовое планирование и прогнозирование. Любое предприятие может стать банкротом. Соответственно, дальнейшее развитие предприятия для исключения банкротства должно быть финансово устойчивым. Именно для этого и необходимо ФПП (Финансовое планирование предприятия), таким образом значение ФПП в рыночной экономике очень велико, а его сущность заключается в том, что она позволяет обеспечивать будущую финансовую устойчивость любого предприятия.

2.

В планировании экономики 1992 года управление финансовыми потоками на предприятии отсутствовало, т.к. все финансы были государственными, следовательно, не возникало понятия банкротства на предприятии. Тем не менее, составлялось множество планов и долгосрочных и текущих, а значит, формировались и прогнозы развития. В этих прогнозах рассчитывались затраты и ожидаемые прибыли по соответственному варианту прогноза – экономическое прогнозирование.

В рыночной экономике необходимо прогнозировать не только прибыль, но и будущую финансовую устойчивость, поэтому необходимо разрабатывать прогноз документов, такая разработка и называется финансовым прогнозированием в узком смысле, а в широком все шесть этапов этого процесса.

Вопрос: Характеристика прогнозов предприятия.

Прогнозируемые документы по названию напоминают формы 1, 2, 4 финансовой отчетности, однако, их форма и содержание существенно отличается, на это влияет недостаток информации, и чем длиннее период прогноза, тем информации все меньше и меньше. Соответственно количество статей баланса уменьшается, становится все более сжатым и агрегированным. При этом и методы прогнозирования тоже меняются.

Вопрос: форма прогнозируемых документов и последовательность их выполнения.

При таком периоде прогнозирования (до 1 года) у предприятия обычно достаточно информации для разработки прогноза, т.к. в течение года чаще всего никаких серьезных изменений не происходит. Соответственно можно использовать два подхода к составлению прогнозной формы:

- Если предприятие занимается финансовым планированием в виде бюджетирования, то в таком случае на предприятии рассчитывается различные бюджеты (сметы доходов и расходов) реализуется метод прямого счета. Однако бюджетирование существует на крупных предприятиях, где есть необходимые штатные специалисты. Если их нет можно использовать аналитический метод.

- Аналитический метод – основная суть в переносе прошлых тенденций развития предприятия на будущее. Соответственно в прогнозируемой отчетности о прибылях при любом подходе обязательно выделяются все строки связанные с информацией об основной деятельности. При строке прогноза на один год так же есть информация, % которые будет платить предприятие или получит если осуществится бюджетирование

25.10.

Наши рекомендации