Организация бюджетирования. Понятие бюджета

Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.

Существует два основных вида бюджета:

  • Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).
  • Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:
  1. прогноз отчёта о прибылях и убытках
  2. прогноз отчёта о движении денежных средств
  3. прогноз бухгалтерского баланса

Типы бюджетов

  • Бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее – к руководству организации.
  • Бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:

  • Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). Постатейные бюджеты — предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью
  • Бюджеты с временным периодом — на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.
  • Гибкие и статические бюджеты — находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж

Внедрение бюджетирования требует от руководства предпри­ятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный пе­риод времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ организационной структуры предприятия, функций под­разделений. информационных потоков, документооборота. Мож­но выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии.


1. Определение финансовой структуры предприятия. На данном этапе составляется перечень видов хозяйственной деятельности, исследуется организационная структура управления предприяти­ем. выделяются центры финансовой ответственности


2.Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы основных, операцион­ных. вспомогательных бюджетов


3.Определение форматов основных бюджетов. На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, прито­ков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.


4) Определение бюджетного регламента. В ходе реализации этого этапа определяется бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности

5.Организация бюджетного процесса. Этот шаг обусловлен оп­ределением круга участников бюджетного процесса и порядка их взаимодействия, распределением задач и функций между ними. Здесь же разрабатываются должностные инструкции, положение о бюджетировании и прочие организационно-распорядительные до­кументы.


Положение о бюджетировании включает следующие разделы:


1)общие положения (определения и термины, цели бюджети­рования в компании);


2)значение системы финансового планирования в компании;


3)описание видов и структуры используемых бюджетов, общих принципов бюджетирования;


4)принятый бюджетный регламент;


5) описание организации финансового планирования и бюдже­тирования:


6)установленные целевые нормативы финансового плана, по­рядок распределения отчисления и прибыли.

Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии является автоматизация финансовых расчетов, кото­рая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля.

Здесь очень важным является правильный выбор программного обеспечения автомати­зации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.


Наши рекомендации