Организация бюджетирования. Понятие бюджета
Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.
Существует два основных вида бюджета:
- Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).
- Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:
- прогноз отчёта о прибылях и убытках
- прогноз отчёта о движении денежных средств
- прогноз бухгалтерского баланса
Типы бюджетов
- Бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее – к руководству организации.
- Бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.
Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:
- Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). Постатейные бюджеты — предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью
- Бюджеты с временным периодом — на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.
- Гибкие и статические бюджеты — находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж
Внедрение бюджетирования требует от руководства предприятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный период времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ организационной структуры предприятия, функций подразделений. информационных потоков, документооборота. Можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии.
1. Определение финансовой структуры предприятия. На данном этапе составляется перечень видов хозяйственной деятельности, исследуется организационная структура управления предприятием. выделяются центры финансовой ответственности
2.Определение технологии бюджетирования. В ходе реализации этого этапа определяются виды и формы основных, операционных. вспомогательных бюджетов
3.Определение форматов основных бюджетов. На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.
4) Определение бюджетного регламента. В ходе реализации этого этапа определяется бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности
5.Организация бюджетного процесса. Этот шаг обусловлен определением круга участников бюджетного процесса и порядка их взаимодействия, распределением задач и функций между ними. Здесь же разрабатываются должностные инструкции, положение о бюджетировании и прочие организационно-распорядительные документы.
Положение о бюджетировании включает следующие разделы:
1)общие положения (определения и термины, цели бюджетирования в компании);
2)значение системы финансового планирования в компании;
3)описание видов и структуры используемых бюджетов, общих принципов бюджетирования;
4)принятый бюджетный регламент;
5) описание организации финансового планирования и бюджетирования:
6)установленные целевые нормативы финансового плана, порядок распределения отчисления и прибыли.
Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии является автоматизация финансовых расчетов, которая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля.
Здесь очень важным является правильный выбор программного обеспечения автоматизации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.