Рентабельность предприятия. Пути ее повышения.
Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов,а также природных богатств.Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсамили потокам, её формирующим.
Рентабельность может быть:
· Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
Rчп = (Пч / с/с) *100 %, где
Rчп – рентабельность продукции,%
с/с –себестоимость продукции, руб.
Пч –прибыль чистая, руб.
· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
Rос = Пч / Сос *100 %,
Где Сос - стоимость основных средств, руб.
· Рентабельность активов
Rа = Пч/ А*100%,
где А – сумма активов предприятия, руб.
· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — прибыли от продаж к выручке.
Rпродаж = Прибыль от продаж / Выручка *100 %
· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
Rперсонала = Чистая прибыль / Среднесписочная численность*100 %
· Рентабельность перевозок – отношение прибыли за перевозки к общей себестоимости перевозок.
Rпер = Прибыль от перевозок / Собщ * 100%
Пути повышения рентабельности.
Повышение уровня рентабельности организации может быть достигнуто в результате увеличения прибыльности и более эффективного использования ОПФ и оборотных средств. На размер прибыли организации большое влияние оказывает себестоимость продукции, в снижении которой предприятие заинтересовано.
Повышение эффективности использования фондов предприятия достигается в результате увеличения производительности подвижного состава. Организация должно использовать подвижной состав и другие ОС, которые в конкретных условиях эксплуатации могут обеспечить наиболее высокую производительность и меньшую себестоимость продукции.
Наряду с этим организация должно своевременно реализовать ненужное оборудование и приять меры к сокращению оборотных средств.
Точка безубыточности.
Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Она определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательное условие расчетов – разделение затрат на переменные и постоянные.
Впервые такое разделение было предложено в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.
К – точка безубыточности
ВИ – валовые издержки
ВР – выручка от реализации
ПОИ – постоянные затраты
П – прибыль
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
Точка безубыточности – чуть ли не единственный показатель, о котором можно сказать «чем ниже, тем лучше». Чем меньше нужно продавать, чтобы начать получать прибыль, тем меньше вероятность обанкротится.
Можно ли сказать, что критерий успешной работы организации – это низкая точка безубыточности, а ее рост говорит об ухудшении положении? Можно, только при условии, что масштабы организации не меняются.
Расширение, рост организации неизбежно приводит к росту постоянных затрат. С увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования, арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала, рост затрат на рекламу и продвижение товара. Как только размер организации увеличиться, то следовательно появиться новая точка безубыточности. А следовательно все точки безубыточности меняются пропорционально оборотам компании.
Мастерская по ремонту автомобилей – организация-производитель автомобилей – автомобильный консорциум с сетью организаций и сбытовых центров по всему миру.
Но если наша организация работает стабильно, продает на одну и туже сумму, не сокращается и не расширяется, но при этом точка безубыточности растет? Следовательно прибыль становится зарабатывать все сложнее. В виноватых могут оказаться кА поставщики, так и сама организация. Виновность поставщиков – это повышение цен на поставляемые материалы, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Вполне может быть, что мы поспешили повысить заработную плату, невнимательно отнеслись к оборудованию, в следствие чего его ремонт нам дорого обошелся. Может быть мы стали продавать меньше прибыльной продукции.
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1.Критический объем реализации (шт.) = постоянные расходы на объем реализации / (Цена – Затраты переменные на ед-цу продукции)
2.Порог рентабельности (руб.)= Критический объем реализации * цена
3.Запас финансовой прочности (руб.) = выручка от реализации – порог рентабельности
4.Маржа безопасности (шт.) = объем реализации – критический объем реализации
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли.
Запас финансовой прочности – это сумма, на которую организация может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
Задача 1.
Дано:
Показатель | Значение |
Выручка от реализации, млн руб | |
Переменные затраты, млн руб | |
Постоянные затраты, млн руб | |
Прибыль, млн руб | |
Цена, тыс руб / шт | |
Объем реализации, шт | |
Средние переменные затраты, тыс руб / шт |
Решение:
Критический объем реализации – 740 шт
Порог рентабельности – 285,7 млн руб
Запас финансовой прочности – 100,3 млн руб
Маржа безопасности – 260 шт
Таким образом, при объеме реализации 740 шт и выручке от реализации 285,7 млн руб организация возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль организации равна нулю, а запас финансовой прочности составляет 100,3 млн руб.
Задача 2.
а\м ГАЗ-САЗ 535 перевозил груз 3 класса на среднее расстояние (l cр) 8 км груз объемом (Q) 40000т. Себестоимость (С\с )10ткм – 8,4 руб, убытки – 3100 руб, тариф за 1т (Т)-10 руб. Найти балансовую прибыль (Пбал.) и рентабельность (R).
Решение:
Грузооборот (Р)= lср*Q = 320000ткм
Собщ = с\с / 10 * Q = 268800 руб
Дпер = Т*Q = 400000 руб
Пбал = Дпер – Собщ – У = 128100 руб
R = Пбал / Собщ * 100 = 47,66%
Задача 3.
Дано: Решение:
Р – 1950000ткм Дох = d*Р = 292500000 руб
Доходная ставка (d)1ткм – 150 руб Расх = с\с*Р = 214500000 руб
с\с 1ткм – 110 руб Пбал = Дох – Рсах + Ппроч = 86000 руб
Ппроч - 8000000 руб R = Пбал/Собщ *100 = 40,09%
Пбал и R - ?
Задача 4.
Дано: Решение:
а\м Краз -256 Р = lср*Q = 588000ткм
перевозил груз 2 кл Собщ = с\с*Р = 1058400руб
lср = 14 км Дпер = Т*Q = 1470000 руб
Q – 42000т Пбал = Дпер – Собщ + Ппроч = 413600руб
с\с 10ткм – 18руб R = Пбал / Собщ * 100 = 39,08%
Ппроч – 2000 руб
Т 1т – 35 руб
Пбал и R - ?
Задача 5.
Дано: Решение:
Дох за перевозку – 950000 руб Ппер = Дпер – расх = 240000руб
Расх – 710000 руб Пбал = Ппер + взносы + Ппроч = 347000 руб
Взносы прибыли в бюджет – 80000 руб R = Пбал / Собщ * 100 = 48,87%
Ппроч – 27000 руб
Пбал и R - ?